Анна Самсонкина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Экологическое воспитание дошкольников"
Из опыта работы
Самсонкина А. М. воспитатель
«Человек стал человеком, когда услышал
шепот листьев и песню кузнечика, журчание
весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков
в бездонном летнем небе, шорох снежинок и
завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны
и торжественную тишину ночи, - услышал,
и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.
Своеобразие моего опыта заключается в том, что развитие эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей – один из залогов успешного экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.
Ребенок по своей природе – исследователь, он постоянно вовлечен в исследовательский поиск. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение, рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий невозможно развитие любознательности, превращающейся позднее в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения.
Опыт базируется на психолого-педагогических исследованиях Венгера Л. А., Леушина А. М. и других, которые показали, что дети дошкольного возраста могут понимать причины некоторых природных явлений и способны к элементарному логическому рассуждению в тех случаях, когда перед детьми поставлена доступная их возрастным особенностям познавательная задача и в ее решении они могут опереться на наблюдения ярких проявлений зависимости между организмом и средой, они смогут познать ее в процессе активной практической деятельности.
Природой в ребенке заложено любопытство, любознательность, способность удивляться. В. А. Сухомлинский писал «В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить». Зная это, я стараюсь чаще проводить занятия в игровой форме, где дети проявляют любознательность, способность удивляться, стремление узнавать и объяснять.
Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.
Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – прежде всего воспитание сердца", - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.
Ведущая педагогическая идея моего опыта: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть Красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к Природе, учить заботиться о ней.
Мне хотелось бы, чтобы ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делил их на хороших и плохих, вредных и полезных.
В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.
Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
В своей работе я использовала разнообразные методы и приёмы на занятиях с детьми. Проводились беседы, рассказывание, показ иллюстраций о животных и природе, делали зарисовки на различные темы. Знакомились с условиями обитания животных, произрастания растительности и т. д. Я старалась выработать у детей интерес и потребность показать природу и её явления. Большинство материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их местах обитания, поведения.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
В результате проделанной работы дети уточнили, закрепили и расширили представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Наблюдения за растениями, за животными, уход за ними, проведение опытов позволили заложить основы бережного отношения к природе. Дети смогли более полнее понять взаимоотношения, которые существуют в природе.
Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей. Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информац