Алина Пуртова
Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшей группы в подвижных играх
▼ Скачать +Заказ
Аннотация: В статье представлена информация о роли воспитании положительных взаимоотношениях у детей старшей группы в подвижных играх.
Ключевые слова:Подвижные игры, воспитание
Публикация «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшей группы в подвижных играх» размещена в разделах
Актуальность данной проблемы несмотря на то, что проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников, достаточно раскрыта в методической литературе, но на практике можно наблюдать, что возникают трудности в ее решении именно в подвижной. Исходя из всего вышесказанного, возникает проблема исследования: при каких условиях воспитание положительных взаимоотношений у детей старшей группы через подвижные игры будет эффективно?
Цель: теоретическое обоснование и опытная проверка условий, обеспечивающих эффективность подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей старшей группы.
Новизна: в практической части исследования будет выявлен уровень о воспитании положительных взаимоотношениях детей в подвижных играх, будут подобраны и проведены методики.
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. [1]
Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения.
Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня взаимоотношений, являются существенные изменения во взаимоотношениях с окружающими, появившиеся в связи с потребностью в самостоятельных действиях, с более осознанным нравственным поведением, активностью, развивающейся способностью к подражанию и своеобразному отображению окружающей действительности в игре, с повышением уровня развития социальных мотивов, познавательных, главным образом, игровых, интересов, нравственных чувств, речи, воли, навыков и привычек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» ( дата обращения: 17.12.2021). – Текст : электронный.
2. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды : учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 224 с. - ISBN 978- 5-89814-842-3. – Текст : непосредственный.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учебное пособие / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 2008. - 398 с. - ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственный.
4. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре : учебное пособие / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва : Просвещение, 1979. - 175 с. – Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. – 507 с. - ISBN 5-699-13731-9. – Текст : непосредственный.
6. Галигузова, Л. Н. Ступени общения : от года до семи лет : учебное пособие / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1992. – 142 с. - ISBN 5-09-004054-0. – Текст : непосредственный.
7. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. - 142 с. – Текст : непосредственный.
8. Ефимова, Е. А. О месте подвижных игр в жизни современных детей / Е. А. Ефимова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №. 11 (42) Часть 4. – С. 108-113. – Текст : непосредственный.
9. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах : (Общение и возрастные особенности) : учебное пособие / Я. Л. Коломинский. - Минск : ТетраСистемс, 2000. – 432 с. – ISBN 985-6317-82-7. – Текст : непосредственный.
10. Коричко, Н. А. Возможности подвижной игры для формирования бесконфликтных взаимоотношений старших дошкольников / Н. А. Коричко // Научные труды молодых ученых и специалистов. – 2017. - №4. – С. 55-63. – Текст : непосредственный.
11. Лаврентьева, Г. П. Культура общения дошкольников : учебное пособие / Г. П. Лаврентьева. - Киев : Радянська школа, 1988. – 125 с. - ISBN 5-330-00229-X. – Текст : непосредственный.
12. Лебедева, Е. Г. Подвижная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста / Е. Г. Лебедева // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. – 2021. - №7. – С. 102-105. – Текст : непосредственный.
13. Левочкина, Е. А. Сущность подвижных игр как средство воспитания положительных взаимоотношений старших дошкольников / Е. А. Левочкина // European Research. - 2016. - № 11 (22). - С. 91-93. – Текст : непосредственный.
14. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении : учебное пособие / М. И. Лисина. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 318 с. - ISBN 978-5-388-00493-2. – Текст : непосредственный.
15. Мустафаева, З. И. Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх / З. И. Мустафеева // Фундаментальные научные исследования. – 2021. - №2. – С. 78-87. – Текст : непосредственный.
16. Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 97-101. — Текст : непосредственный.
17. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях : учебное пособие / под ред. С. Л. Фетисовой, А. М. Фокина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 237 с. – Текст : непосредственный.