Любовь Степанова
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: "Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста»
Аннотация: В статье рассматриваются особенности воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста. Описываются традиционные и инновационные методы и приемы работы педагогов и родителей по формированию у ребенка представлений о родном городе/селе, его достопримечательностях, истории, культуре. Даются практические рекомендации по организации целевых прогулок, музейных экскурсий, творческой деятельности детей на патриотические темы с использованием современных технологий.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, любовь к родине, родной край, дошкольный возраст, традиционные и инновационные методы, экскурсии, праздники, творчество.
Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у дошкольников - важнейшая задача, стоящая перед педагогами и родителями. Чувство патриотизма закладывается с детства через постепенное раскрытие ребенку родной культуры, истории, природных богатств и красот малой родины.
В дошкольном возрасте формируются первые представления о родном городе или селе, его достопримечательностях, природных особенностях, знаменитых людях. Воспитатель может организовывать целевые прогулки и экскурсии по родному краю, во время которых дети знакомятся с его историей, культурой, архитектурой. Большое значение имеет приобщение детей к природе родного края: наблюдение за растениями и животными, экологические акции.
Эффективным средством воспитания патриотизма является знакомство дошкольников с народными промыслами и ремеслами, фольклором, национальными праздниками и традициями. Привлечение родителей к участию в праздниках, выставках, конкурсах помогает объединить усилия семьи и детского сада.
В старшем дошкольном возрасте можно организовывать творческие проекты, связанные с изучением родного края: создание альбомов, макетов достопримечательностей, коллажей. Дети с гордостью будут рассказывать о своей малой родине и показывать поделки.
- Чтение художественной литературы о родном крае, рассматривание иллюстраций, беседы по прочитанному. Это позволяет расширять кругозор и представления детей.
- Экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети непосредственно знакомятся с достопримечательностями, памятными местами, узнают истории, связанные с ними.
- Наблюдения за природой родного края в разное время года. Сбор гербариев, коллекций, зарисовки увиденного.
- Знакомство с символикой родного города или села - флагом, гербом, гимном. Разучивание гимна.
- Творческая деятельность детей по теме "Моя малая родина" - рисование, аппликация, лепка, изготовление макетов.
- Слушание музыкальных произведений местных композиторов и исполнителей. Разучивание песен о родном крае.
- Проведение праздников, посвященных Дню родного города, села, области. Приглашение ветеранов, родителей.
Для более эффективного патриотического воспитания можно применять и современные инновационные методы:
- Виртуальные экскурсии по родному городу, краю с использованием фото, видеоматериалов и мультимедийных презентаций. Это позволит совершить увлекательное путешествие, не выходя из детского сада.
- Создание тематических электронных коллажей, стенгазет о малой родине.
- Просмотр познавательных мультфильмов о родном крае, городе, с последующим обсуждением.
- Онлайн-экскурсии в краеведческий или художественный музей родного города.
-Совместное изготовление тематические 3D-макетов достопримечательностей с помощью 3D-ручки.
- Создание видеороликов и фотоотчетов о посещении памятных мест и их размещение в соцсетях для родителей.
- Проведение патриотических акций и флешмобов с участием родителей и детей.
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста - важнейший аспект патриотического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная систематическая работа педагогов и родителей по ознакомлению ребенка с родным городом или селом, его историей, достопримечательностями, выдающимися земляками, природой, культурными традициями способствует формированию у него чувства гордости, любви и уважения к малой родине. Применение как традиционных, так и современных педагогических технологий позволяет сделать процесс воспитания патриотизма у дошкольника интересным, действенным и результативным. Главное – заинтересовать ребенка, пробудить в нем искренний интерес к родному краю, вовлечь в активное познание. Тогда можно надеяться, что вырастет настоящий патриот и гражданин своей страны.
Список использованной литературы
1. Иванова О. Л. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Просвещение, 2018.
2. Петрова В. А. Воспитание любви к родному краю. - М. : Мозаика-Синтез, 2019.
3. Савельева О. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческой деятельности. - СПб: Детство-Пресс, 2020.
4. Крылова Н. Б. Детский сад - территория патриотического воспитания. - М. : Линка-Пресс, 2021.
5. Елжова Н. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донецкого края. - Донецк: Истоки, 2017.
6. Стефанко А. В. Организация краеведческой работы в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2018.
7. Лыкова И. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М. : Цветной мир, 2019.
8. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : Сфера, 2020.
9. Александрова Е. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Academia, 2022.
10. Солнцева О. В. Дошкольник в мире спорта. - М. : Мозаика-Синтез, 2021.