Оксана Варжапетян
Важность нравственно-трудового воспитания ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Важность нравственно-трудового воспитание ребёнка-дошкольника».
Воспитатель : Варжапетян О. Л.
Трудовое воспитание- это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребёнка.
Труд позволяет ребёнку почувствовать свою само ценность. Он получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство хозяина по отношению к своей группе, он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
Публикация «Важность нравственно-трудового воспитания ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формулирует умение учиться (понимание смысла учетных задач, их отличие от практических, осознание способа выполнения действий, навыки самоконтроля, самооценки). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля и формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремлённость). Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих исследователей, является трудолюбие.
Благодаря труду, педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей. В процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений созданным руками человека. Научить детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановки и стремится к создания красивого.
Определяющем направление в организации труда детей продолжает оставаться игра, которая диктуется логикой личностного развития ребёнка-дошкольника. Как известно, именно при активном использовании игровых приёмов в педагогическом процессе происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребёнка подкреплённые игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией, поэтому и позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребёнка.
Должное внимание в работе с детьми уделяется народному творчеству, во всем его многообразии. В педагогический процесс трудового воспитания включаются потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и многое другое.
Особо выделяется ещё один принцип, без которого не возможно трудовое воспитание. Это принцип «Сам!». Ведь научиться чему-либо человек может сам, если захочет и испытывает потребность к той или иной деятельности. Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи «Сам».
Самостоятельность
самовыражение
самоутверждение
самоконтроль
самооценка
самообучение
самовоспитание.
Определяющая позиция педагога при этом – помочь ребёнку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желание и потребности ребёнка в получении определённых трудовых умений (доступных возрасту ребёнка).
Выделяется следующие виды детского труда:
-самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
-хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
-труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
-ручной труд ( поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклейка книг, коробок, доступный ремонт игрушек).
Советы:
При организации труда дошкольников необходимо:
-Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребёнка.
-Воспитывать у детей привычку постоянной занятости.
-Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений.
-Приучать экономно расходовать материалы.
-Обеспечивать детям чёткий и грамотный показ приемов работы.
Список литературы:
1. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. М. ,1983
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000
3. Шатова А. Д. Дошкольник и экономика. М., 2005