Юлия Иванова
Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем в настоящее время, является проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; она также направлена на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение воспитателя с родителями.
Публикация «Трудности и интерес в организации взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый ребёнок на определённом отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. Интересно отметить, что детское рисование в своём развитии проходит несколько определённых общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т. п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям.
Как бы ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его художественную деятельность, а все технические навыки, все знания о средствах выразительности – приобретаться в процессе радостного и добровольного оформления своих замыслов. Своевременное и полноценное развитие ребёнка может происходить только на основе совместных действий со взрослыми, которые должны пробудить творческую активность ребёнка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов.
Содержание, организация, и методика процесса взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников включает:
1. Единство в работе воспитателя и семьи по воспитанию детей;
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и свих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Воспитатель повседневно помогает родителям в воспитании детей;
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
6. Использование разнообразных форм работы воспитателя с семьей в их взаимосвязи : ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; собрания, конференции, родительские всеобучи, наглядные формы пропаганды;
7. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и воспитателем;
8. Систематическую плановую связь воспитателя с родителями в процессе развития изобразительного творчества в течении всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста:
- изобразительное творчество дошкольников, преодолевая путь своего развития, проходит 4 стадии.
- рисование детей дошкольного возраста играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики.
- детский рисунок чётко отражает развитие зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка.
Процесс взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества дошкольника имеет следующее значение:
1. Способствует постоянному накапливанию эстетических впечатлений.
2. Сообща решают задачи по развитию художественного восприятия детей.
3. Пробуждают творческую активность ребёнка и помогают ему реализовать её при создании тех или иных образов.
4. Помогают сохранить интерес к изобразительной деятельности, проникнуть к освоению новой художественной техники, управлению различным инструментарием, добиваться желаемого результата и получение удовольствия от занятий.
Таким образом, зная особенности развития изобразительного творчества дошкольников, и понимая влияние семьи на этот процесс можно сделать вывод, что уровень изобразительного творчества детей зависит от степени сформированности у них интереса к изобразительной деятельности, от овладения детьми техническими приемами изображения и от активного участия членов семьи в творчестве ребёнка.
Организация взаимодействия воспитателя и семьи в практике работы ДОУ
На первом этапе изучалась проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника в психолого-педагогической литературе; рассмотрены особенности развития изобразительного творчества дошкольников; изучены методики обучения детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества. Подобраны методы, формы, средства организации процесса взаимодействия воспитателей и родителей в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.
На следующем этапе проведена диагностика развития изобразительного творчества, анкетирование среди родителей с целью дальнейшего построения совместной работы по развитию изобразительного творчества детей «Что рисует Ваш ребёнок». Проанализировав результаты, разработана и проведена методика организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи в изобразительном творчестве дошкольников.
На следующем этапе проведен контрольный срез диагностики уровня развития изобразительного творчества дошкольников. Сформулированы выводы.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Схема анализа процесса и продуктов деятельности, разработанная Комаровой Т. С. и Карзиной Г. И.
Цель анализа процесса и продуктов изобразительной деятельности дошкольников – диагностика уровня эстетического развития ребёнка.
В качестве диагностики эстетического развития дошкольника используются детские рисунки.
Для более глубокого и основательного анализа уровня развития изобразительной деятельности Комарова Т. С. и Карзина Г. И. выделяют следующие критерии (показатели).
Для анализа продуктов деятельности – содержание изображения, передача формы, строения предмета, передачи пропорций предмета в изображении, композиция (расположение на листе и отношения по величине разных изображений, передача движений, цвет (цветовое решение изображения и разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения).
Для анализа процесса деятельности в схеме анализа выделены следующие показатели: ручная умелость (характер линии, нажим, раскрашивание, регуляция силы нажима и размаха, регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого, оценка ребёнком созданного им изображения, эмоциональное отношение к предложенному заданию, к процессу и продукту собственной деятельности, уровень самостоятельности, творчество (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла).
2. Методика обследования «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
Ребенку дается лист бумаги, большой выбор художественных материалов и предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Анализируя данные этого изучения можно сделать вывод, что у многих детей отсутствует интерес к изобразительной деятельности и поэтому на данном этапе встает вопрос, об установлении контакта с семьями, изучения интересов семьи, необходимости повышения уровня компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольника, о привлечении родителей к совместной деятельности, для того, чтобы повысить уровень изобразительного творчества у детей. Для этого необходимо разработать методику взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника и используя все средства при работе с детьми можно добиться лучшего результата.
Организуя работу по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника нами была разработана методика. На начальном этапе работы нами была предложена анкета для родителей с целью изучения компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольников.
Затем мы организовали выставку работ, которые оформили в стенгазету «Что я умею и могу рисовать» с целью привлечения детей к оформлению групповых помещений и развития интереса у родителей к изобразительному творчеству детей. Яркий, красочно оформленный, в доступной и интересной форме стенд привлёк внимание всех без исключения родителей.
Распахнувшая в детском саду свои двери «Семейная гостиная» познакомила родителей с планом совместной работы на предстоящий период и рекомендациями для родителей, проведенными воспитателем по изобразительной деятельности. В результате этой работы сформировалась группа родителей, желающих продолжить подобные встречи. Так появилась новая форма взаимодействия с родителями, задачей которой стала помощь родителям в осознании своего собственного опыта.
Более активных родителей стали привлекать к участию в выставке «Разноцветный вернисаж», где располагались работы родителей и их детей, а иногда и результаты их совместного творчества.
Воплощением творческих способностей, с использованием своих знаний о подводном мире стало создание совместно с родителями игры «Поймай рыбку».
Дети на занятиях в детском саду рисовали рыбок, стекла аквариума, водоросли, подводное царство, вырезали, обклеивали коробку, вместе с родителями в домашних условиях делали удочки с магнитами. Детям очень хотелось довести начатое дело до конца, они привлекли родителей и завершили игру.
Используя семейный материал, стали устраивать выставки-передвижки с произведениями декоративно-прикладного искусства «Каслинское кружево», «Гжель», «Златоустовская гравюра» и т. д.
Следующим этапом совместного творчества было создание «Голубой книги сказок». Сначала дети на занятиях по изобразительной деятельности рисовали виньетки к этой книге, а затем совместно с родителями составляли и записывали сказку, продумывали детали, использовали накопившийся опыт, знания об окружающем.
Результатом совместного творчества стала игра «Выставка-продажа перчаток». Дети с помощью родителей должны были обвести свои руки, вырезать нарисованные ладошки и раскрасить их. Затем воспитатель оформила эти труды в игру, и дети с удовольствием играли в нее. Каждый гордился своим трудом.
Не забыли мы также о существовании родительского «Всеобуча». Материалы консультаций для родителей можно было прочитать в доступное время утром или вечером, а также познакомиться с ними дома. Семья должна знать и уметь помочь ребёнку, чтобы заинтересовать его этой деятельностью, проявить родительский интерес к ней. Наряду с консультациями в заочной школе родителей нами был организован и проведён на базе дошкольного учреждения практический семинар «Различные техники изображения для развития у детей воображения». Мы поставили задачу – познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью проявления интереса к изобразительной деятельности детей. Обучая и заинтересовывая родителей, мы вовлекали в этот процесс незаметно детей. Дети обучались у нас, таким образом, не только в дошкольном учреждении, но и приносили новые ростки творчества из семьи.
Благодаря привлечению родителей к совместной творческой деятельности, в группе было создано много творческих альбомов, газет. Таким образом, пополнялась развивающая среда группы. А самое главное, мы получаем от этих совместных работ – радость ребёнка, его неповторимое чувство гордости за свою семью. У ребёнка появился интерес и желание к дальнейшей творческой деятельности. Задача взрослых – не приглушить, а стимулировать и развить творческий потенциал ребёнка.
Привлекая родителей к жизни детского сада, мы организовали выезд детей и родителей в городской краеведческий музей на выставку работ местного художника. Ведь родителям порой бывает так трудно выделить немного времени для ребёнка и сходить полюбоваться произведениями искусства, показать красоту и неповторимость авторских работ.
Накануне праздника 8 Марта мы разработали и провели конкурс «Научи меня мама».
Семьи поделились опытом воспитания творческих способностей и эстетического восприятия у своих детей. Они рассказали родителям, как в семье строится работа по воспитанию детей, какие условия создаются для развития творческих способностей. Было предложено родителям бережно относиться к работам, выполненным ребёнком, в детской комнате выделить место для демонстрации его достижений, где будут храниться его работы.
Завершая наш эксперимент по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников мы провели «Семейный Мастер-класс», где поделились опытом семейного воспитания.
Опосредованное воздействие на детей через их главных воспитателей – родителей – дало свои результаты. Чувствовалось, как знания родителей используются на практике, в семейном воспитании. Навыки взаимодействия складывались в определённой последовательности. Главное в работе педагога, а особенно в действиях родителей – воспитывать детей личным примером.
Привлекая родителей к жизни детского сада, создавая условия для совместных действий детей и родителей, мы получили результат работы по развитию изобразительного творчества дошкольника.
Завершая работу по организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи мы провели итоговую диагностику развития изобразительного творчества детей средней группы.
Оценивая результаты диагностики можно сделать вывод, что в нашей работе по организации взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника наблюдается динамика роста этого развития.
По результатам диагностики изобразительного творчества дошкольника до и после проведения работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества выявлено, что значительно снизился низкий уровень и увеличилось число детей со средним и высоким уровнем развития изобразительного творчества. Какими бы ни были виды, формы, способы развития изобразительного творчества дошкольника, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.