Юлия Гарина (Орлова)
Социально-личностная и педагогическая готовность старших дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье идет речь об игровой деятельности детей как ведущей деятельности только в случае её полноценного развития. Качества, определяющие успешность обучения ребенка в школе развиваются в игровой деятельности. Приводятся примеры игр, определяющие успешность социально - личностной и педагогической готовности к школьному обучению.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Именно поэтому содержание дошкольного образования базисно и многоаспектно (а не предметно, как в школе). Решение базисных образовательных задач связано с реализацией деятельного подхода. Каждый вид деятельности развивается с учетом его специфики и на основе общих дидактических принципов, таких как сочетание коллективных и индивидуальных форм организации обучения, использование диалогической формы общения в процессе обучения, интегрирование содержания образования, его связь с жизненным опытом детей, широкое использование игры и игровых приемов и т. д. Для успешной подготовки детей к школе необходимо создание следующих условий для развития подлинно самодеятельной игры детей: выделение времени в режиме дня, места и оказания психолого-педагогической поддержки.
Педагоги и психологи дошкольных образовательных учреждений должны всемирно поддерживать самодеятельную игру, благодаря которой происходит полноценная социализация детей и внутри которой формируется познавательная мотивация, что обеспечивает их дальнейшее успешное обучение в школе. Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания, самостоятельности, творчества и т. д., а не обеспечение его простейшими школьными навыками.
На протяжении последних двух десятилетий детский сад, постепенно терял свою развивающую специфику в работе с детьми, на которую указывали многие отечественные педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, П. П. Шацкий, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, О. С. Газман, Г. П. Щедровицкий, А. А. Вербицкий, Н. П. Аникеева и др.). Из детского сада почти полностью вытеснена игровая деятельность в дошкольном возрасте, без которой невозможно полноценное психическое развитие дошкольника. Как подчеркивал Д. Б Эльконин, в игре происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».
Исследования З. В Мануйленко доказывают, что в дошкольном возрасте игра может задавать зону ближайшего развития детей, т. е. быть ведущей деятельностью только в случае своего полноценного развития. Исследования и наблюдения позволяют сделать вывод, что современные дети дошкольного возраста почти не умеют играть. Подмена ведущей игровой деятельности обучения по школьному типу привела к ухудшению психического здоровья детей, отрицательно сказалась на полноценном развитии детей и формировании их психологической готовности к школе.
По данным психолого-педагогической диагностики детей, что у них недостаточно сформированы: творческое воображение, коммуникативные навыки, память, внимательность, эмоционально-волевые качества, мотивационная готовность. Были определены качества, определяющие успешность социально-личностной готовности к школьному обучению : произвольность, самостоятельность, коммуникабельность. Используются дидактические, конструктивно-строительные и подвижные игры: «Волшебные палочки», «Запрещенное движение», «Зоопарк», «Разведчики». Эти игры направлены на развитие умения сдерживать себя, контролировать свои действия, самостоятельно выполнять действия без напоминания со стороны. Игровое занятие посвящено сюжетно-ролевым играм (час игры, дидактические игры, игры драматизации, этюды, а также психологические упражнения: «Ласковый мелок», «Головомяч», «Слепой автомобиль», «Самый-самый». Данные игры развивают детское воображение, помогают им научиться сотрудничать, раскрепощаться, общаться, проявлять сопереживание, сочувствие.
Таким образом, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста проявляются сложности в развитии социально-личностной сферы. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников игровая, мы посчитали возможным решить эти проблемы через активное, систематическое использование игры в педагогическом процессе детского сада.
Для решения подставленных задач в ДОУ была создана предметно-пространственная среда, наполненная игровым материалом, подобранным в соответствии с возрастом детей и позволяющим создавать разнообразные игровые ситуации. Организация игрового пространства строилась на принципах насыщения, предоставления ребенку возможности изменять, преобразовывать пространство по собственному замыслу. На этапе изучения особенностей развития ребенка использовался следующий диагностический инструментарий: методики определения готовности детей к школе (Л. Я. Ясюкова, изучения коммуникативной активности (Т. И. Чиркова, изучения самостоятельности (К. П. Кузовкова, «Графический диктант» на определения уровня произвольной регуляции (Д. Б. Эльконин).
Данные методики рекомендованы Министерством образования РФ. По результатам проведенного исследования была определена группа детей с низкий уровнем социально-личностного развития; разработан план проведения с ними групповой развивающей работы с использованием различных игр: дидактических, игровых упражнений и заданий, творческих, подвижных и спортивных, игровых проблемных ситуаций, сюжетно-ролевых и пр., так как успешнее всего проблемы детей можно решить в условиях игровой деятельности.
В начале игровых занятий с детьми проводятся этюды, упражнения на создание положительной эмоциональной атмосферы: «Приветствие», «Подарки», «Ласковые слова». Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений. При организации игровых занятий используются игры и упражнения на повышение самооценки, развитие волевой само регуляции, самоконтроля за деятельностью, побуждающие детей к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. В игре «Волны» все дети изображают ласковые волны, нежно касаются руками ребенка, изображающего «кораблик».
Игровая деятельность представляет собой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным способом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других, но и о себе. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем усвоенные умения легко переносятся дошкольниками за пределы группы. В играх на развитие коммуникативных способностей детям подчас бывает сложно поделиться своими чувствами и переживаниями, трудно выслушивать своего сверстника Систематическое использование игр, направленных на развитие личностных качеств, помогло детям измениться. Работа с детьми была направлена на то, чтобы игра стала для них интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, улучшить эмоциональный контакт со сверстниками. Каждая игра – общение ребенка с окружающими. В заключительной части каждого игрового занятия проводиться церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддержать друг друга.
Важная задача работы воспитателя - установление взаимодействия с родителями. Целью данной работы стали педагогическое сопровождение процесса подготовки детей к школе и интенсивное вовлечение в него родителей. Для родителей организованы индивидуальные и групповые консультации: «Игра в жизни ребенка», «Как с помощью игр развивать ребенка», «Быть самостоятельным» и пр. Итак, полноценная игровая деятельность создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка и успешной подготовки к школьному обучению.