Татьяна Грязнова
Речь как процесс общения людей и механизм мыслительной деятельности
▼ Скачать
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь рассматривают как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности.
Речь является основным средством человеческого общения. Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей. Без этого речь у ребенка развиваться не будет. Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка : игру, продуктивные виды деятельности, развлечения, прогулки и другие.
Публикация «Речь как процесс общения людей и механизм мыслительной деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык – это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание.
Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечёт за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребёнка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, чётко излагает свои мысли. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Ведь нередко можно стать свидетелем того, как при общении с окружающими, некоторые люди не находят слов, чтобы чётко и ясно выразить свои мысли, в таком случае можно предположить, что в детстве развитию их речи уделялось мало внимания.
Изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Л. И. Божович, С. Ф. Жуйков, Н. И. Жинкин, Н. С. Рождественский, М. П. Феофанов, А. А. Люблинская, Д. Н. Богоявлений, А. Менчинская, Д. Б. Эльконин). Жуйков рассматривал формирование грамматических операций в тесной связи с развитием мыслительных процессов. А. Н. Гвоздев постоянно фиксировал внимание на понимании ребенком слова, его грамматической формы, осознании неправильности в своей и чужой речи.
Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).
Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н., Симонович А. С., Тихеевой Е. И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К., Флерина Е. А. и многие другие. Проблемами формирования речи в дошкольном возрасте занимались А. М. Бородич, Л. М. Ворошина, В. В. Гербова, Л. А. Горбушина, Р. П. Короткова, Ф. А. Сохин, Е. И. Лихеева, А. П. Усова, А. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и другие.
Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения её в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов, которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)
К основным видам речевой деятельности относятся :
• говорение (устное выражение мысли,
• слушание (восприятие речи на слух и ее понимание,
• письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
• чтение (т. е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
Дети овладевают речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. Элементарное осознание речевой действительности, элементов языка в определенной степени происходит стихийно. В дошкольный период дети начинают осознавать нормы произношения, заботиться о его правильности. По данным исследователей детской речи, обучение речи нужно строить на деятельностно-коммуникативной основе через естественные или учебные коммуникативные ситуации.
Овладение грамматической правильностью речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Формирование грамматической правильности речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. В повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.
Таким образом, речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию к построению своей личности.
Формирование грамматического строя речи –важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка. Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности.