Татьяна Сунко
Развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему : «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Составила :Сунко Т. А.
Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей. Речь является инструментом общения, необходимым инструментом познания. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Всё более разнообразными и содержательными становятся виды деятельности ребё нка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специально речевые занятия, а также повседневное общение с взрослыми в быту.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования речи определяется огромной ролью речи в жизнедеятельности человека.
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет : этот период является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка
Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических процессов и орудием мышления. С помощью речи, он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями и переживаниями. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает обобщениями различного уровня, научается устанавливать логическую последовательность событий, используя причинно-следственные связи, развивается понятийный аппарат. Немаловажное место в развитии занимают и сюжетно-ролевые игры, которые являются своеобразной школой освоения различных вариантов и способов речевого поведения.
Анализ психологической литературы, показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно тогда происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речь является социально значимой и играет огромную роль в формировании личности. Овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, представляющий большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.