Зверинцева Мария
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день. Я рада оказаться сегодня тут.
Разрешите представиться – меня зовут Зверинцева Мария Юрьевна. Я воспитатель детского сада «Ручеёк» с. Баштала.
В детском саду я веду занятия по развитию речи и углубленно изучаю эту проблему.
Натолкнул меня на изучение темы «Развитие речи детей» мой собственный ребенок, у которого впоследствии родовой травмы тяжелое нарушение речи. Изначально, когда мы с супругом только начинали борьбу за речь нашего ребенка, мы узнали, что таких детей сейчас очень много. Когда пришла в педагогику, я оказалась с такими детьми еще ближе – в моей группе тоже есть дети с речевыми нарушениями. На данный момент среди моих близких немало людей, которые имеют ребенка с нарушением речи. И я поняла, что развитие речи детей актуально, и актуально это не только для меня и для родителей, чьи дети имеют нарушения.
Публикация «Презентация „Развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Развитие речи становится актуальной проблемой вообще в современном обществе. Речь – это наиболее мощный фактор и стимул для развития ребенка в целом. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого порой не достаточно. Необходим стимул, создание среды, и ситуаций, где ребенку придется использовать свою речь. Но мало просто научить ребенка разговаривать. Надо показать красоту родного языка, показать, как красиво может звучать грамотная речь.
Детей с нарушением речи сейчас немало. Таким детям сложнее найти общий язык со сверстниками. Но даже среди детей, не имеющих нарушений в развитии, есть трудности общения. Дети зачастую не умеют договариваться друг с другом, не могут завести знакомство. Просто не умеют общаться со сверстниками напрямую. Зачастую такие дети используют взрослого, как посредника. В детских садах этим посредником выступает воспитатель. И тут уже перед педагогом появляется задача: научить детей общаться друг с другом. Научить их разговаривать друг с другом.
Педагогический стаж у меня очень маленький – чуть больше года. По-этому я нахожусь в самом начале изучения интересующей меня, как педагога, проблемы. Первым делом я наметила для себя план работы.
Затем, начала теоретический обзор по проблеме. Изучала методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста. В то время мне больше всего понравился словесный метод. И я сделала акцент на художественную литературу.
Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых обществен-ных навыков и формированию личности. Они призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и вещами. Они помогают ребенку активно овладеть речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.
Детская художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию.
В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи; народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образным выражениями, сравнениями.
Следующим этапом было исследование уровня развития речи детей. Для этого я использовала методику выявления развития речи О. С. Ушаковой и Ф. А. Сохина.
После проведенного эксперимента полученные данные были систематизированы и на их основе все дети были разделены на 3 группы в зависимости от качества выполненного задания, от особенностей допущенных детьми ошибок, определился уровень речевого развития.
1 группа: 2 ребенка - эти дети выполняли задания правильно и набрали высокий балл.
2 группа: 14 человек - эти дети делали ошибки в разных заданиях и набрали низкий и средний балл.
3 группа: 4 человека - эти дети выполняли задания не правильно и на-брали низкий балл.
Общий средний балл составил 7,5 из максимальных 12.
После, дополнительная художественная литература включалась как в начало занятия, в ход его, так и в конец, когда активность детей снижалась. Занятия в группе проводились в игровой и развлекательной форме.
Дополнительно детская литература включалась и в другие виды детской деятельности: игры, развлечения, прогулки, утреннюю гимнастику, проводились драматизации по любимым и хорошо знакомым сказкам.
На закрепление пройденного материала детям предлагались настольно-печатные дидактические игры «Сказочное лото», «Найди героев сказки» и др.
Художественная литература использовалась и в других занятиях, не-сколько занятий проводились по одной теме связанной с каким либо произведением. Например, проводилось занятие по ознакомлению с окружающим, где дети провожали лето, закрепляли его признаки, в начале занятия, использовалась сказка о лете.
Проводились тематические дни, где весь день планировался по одной теме, например «День сказок» или «В гостях королева книжек-малышек».
Во все режимные моменты включена детская литература. В утреннюю гимнастику, где дети помогали козлятам убежать от волка через лес, ямки и горки.
Во время умывания использовалась сказка К. И. Чуковского «Мойдо-дыр».
Во время занятия по развитию речи дети учились внимательно слушать рассказ В. Сутеева «Кто сказал «мяу?»», отвечали на вопросы по содержанию, развивали звукоподражание.
При подготовке ко сну чтобы настроить детей на сон, успокоить их, детям читалась стихотворение А. Барто «Спать пора».
Во второй половине дня, в свободной игровой деятельности детей ис-пользовалась детская литература для организации игры или драматизации, или чтобы привлечь ребенка к трудовой деятельности.
Для выявления степени влияния художественной литературы на развитие речи ребенка, использовалась та же методика, разработанная О. С. Ушаковой и Ф. А. Сохиным. В результате получили общий средний балл - 9,8.
Для того, чтобы уровень развития речи детей был достаточно высок, необходимо создать последовательную систему занятий и игр, используемых детьми в повседневной жизни. К проблеме развития речи посредством использования художественной литературы надо привлекать внимание родителей.
Полученные результаты показывают, что художественная литература оказывает положительное влияние на развитие речи детей. А так же, с по-мощью детской литературы легче привлечь ребенка к деятельности на занятиях, легче вызвать интерес.
На данный момент я продолжаю работу по развитию речи. Но уже дополнительно провожу пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику. Так же, не исключаю художественную литературу из режимных моментов, игр, прогулок. На занятиях так же используется художественная литература, инсценировки сказок. Дети с удовольствием принимают в них участие.