Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций

валентина смирнова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет его активная позиция по отношению к миру.

В современном обществе у ребенка много разнообразных источников получения знаний: от родителей, ближайшего окружения, из литературы, из интернета, с помощью компьютерных технологий и т. д. В основном, такой поток информации не требует каких-либо умственных усилий от детей. В тоже время, в соответствии с ФГОС ДО. Ребенок должен обладать такими личностными качествами, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать задачи, проявлять творчество и гибкость в различных ситуациях. Таким образом, возникает противоречие между снижением активности и инициативности в познавательной деятельности детей, обусловленные насыщенными информационными потоками, и необходимостью развития данных качеств у дошкольников для их дальнейшего успешного обучения. Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятен для формирования познавательной деятельности. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для проявления познавательных качеств, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций» размещена в разделах

Понимая важность данной проблемы, я начала поиск методов и приемов, которые бы способствовали развитию интереса, увлеченности и самостоятельности в решении познавательных задач у моих воспитанников. Целью моей работы стало создание условий для формирования у детей познавательной активности, инициативности и самостоятельности.

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Я пришла к выводу, что именно решение детьми проблемных ситуаций является одним из главных средств развития познавательной мотивации детей. Проблемная ситуация – это близкая для ребенка жизненная задача, в разрешении которой он принимает мысленное или реальное участие. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребёнка к активному поиску новых способов решения задач. Это требует от детей проявления различных интегративных качеств: активности, самостоятельности, произвольности. При решении проблемных ситуаций идет активизация таких операций мышления, как: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др. Таким образом, возникает познавательная активность.

Познавательная деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми проблемной ситуации. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении, а часть данных дети должны отыскать сами. Затем, под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, гипотезы, идеи решения. Их предположения часто бывают и правильными и ошибочными. Я стараюсь выслушать все предположения детей, учитываю каждое мнение, а если дети не выдвигают идей, предлагаю их сама, подсказываю источник получения информации. На следующем этапе подвожу детей к мысли : «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?». Дети могут предложить разные способы проверки. Ими может быть опытно-исследовательская деятельность, наблюдения, моделирование ситуации и т. д. Например : Перед детьми ставлю проблемную ситуацию : «Надо прорастить семена, но нет воды?». Обсудив с детьми высказанные ими предположения, спрашиваю: «Могут ли семена взойти без воды? А как проверить, кто из вас прав?». Для проверки предположений организуется опыт, исследование. В ходе решения проблемных ситуаций, я побуждаю детей делать выводы, акцентирую их внимание на новые знания, открытия которые они получили сами.

Проблемные ситуации могут быть разной направленности: социальные, познавательные, экологические, математические, театрализованные и др. …. Они могут быть случайно возникшие, например, купили рыбку, замерзли руки, улетел воздушный шарик. Из таких ситуаций можно смоделировать такие проблемы : «Кто помог воздушному шарику улететь?», «Как согреться?», «Кто такой – Вуалехвост?» Эти ситуации не планируются, но их можно использовать в образовательном процессе.

Проблемные ситуации можно создавать в различных видах деятельности. В игровой, например, с-р игра «Гараж» - «Без чего не может ездить машина?». В трудовой деятельности предлагала такие ситуации : «В группу придут гости, а стульев не хватает?» «Надо полить цветы, но нет лейки». В продуктивной деятельности: «Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?» При ознакомлении детей с художественными произведениями, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко» - «Почему нельзя спешить во время еды?», «Как сливочное масло попадает к нам на стол?» и др.

Сначала я испытывала сложности с подбором проблемных ситуаций. Оказалось, что давать готовые ответы, рассказать, показать что-либо детям гораздо проще, чем создать условия для самостоятельного добывания детьми знаний. Постепенно, усвоив алгоритм решения таких задач, сама стала составлять, использовала для своей копилки ситуации коллег. Считаю, что включение правильно подобранных проблемных ситуаций в образовательный процесс создает условия для формирования у дошкольников познавательной активности, поискового поведения. Дети стали более активны, любознательны и наблюдательны. Они сами формулируют противоречия, находят разные варианты решения задач. У детей чаще появляется желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. Хочется верить, что мне удалось на этом пути стать настоящим другом и наставником для моих воспитанников, и они уверенно будут идти по тропе знаний, познавая себя и окружающий мир.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций
Опубликовано: 20 марта 2022 в 09:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций» (включая файлы) размещена пользователем валентина смирнова (УИ 2065470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД