валентина смирнова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет его активная позиция по отношению к миру.
В современном обществе у ребенка много разнообразных источников получения знаний: от родителей, ближайшего окружения, из литературы, из интернета, с помощью компьютерных технологий и т. д. В основном, такой поток информации не требует каких-либо умственных усилий от детей. В тоже время, в соответствии с ФГОС ДО. Ребенок должен обладать такими личностными качествами, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать задачи, проявлять творчество и гибкость в различных ситуациях. Таким образом, возникает противоречие между снижением активности и инициативности в познавательной деятельности детей, обусловленные насыщенными информационными потоками, и необходимостью развития данных качеств у дошкольников для их дальнейшего успешного обучения. Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятен для формирования познавательной деятельности. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для проявления познавательных качеств, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проблемных ситуаций» размещена в разделах
Понимая важность данной проблемы, я начала поиск методов и приемов, которые бы способствовали развитию интереса, увлеченности и самостоятельности в решении познавательных задач у моих воспитанников. Целью моей работы стало создание условий для формирования у детей познавательной активности, инициативности и самостоятельности.
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Я пришла к выводу, что именно решение детьми проблемных ситуаций является одним из главных средств развития познавательной мотивации детей. Проблемная ситуация – это близкая для ребенка жизненная задача, в разрешении которой он принимает мысленное или реальное участие. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребёнка к активному поиску новых способов решения задач. Это требует от детей проявления различных интегративных качеств: активности, самостоятельности, произвольности. При решении проблемных ситуаций идет активизация таких операций мышления, как: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др. Таким образом, возникает познавательная активность.
Познавательная деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми проблемной ситуации. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении, а часть данных дети должны отыскать сами. Затем, под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, гипотезы, идеи решения. Их предположения часто бывают и правильными и ошибочными. Я стараюсь выслушать все предположения детей, учитываю каждое мнение, а если дети не выдвигают идей, предлагаю их сама, подсказываю источник получения информации. На следующем этапе подвожу детей к мысли : «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?». Дети могут предложить разные способы проверки. Ими может быть опытно-исследовательская деятельность, наблюдения, моделирование ситуации и т. д. Например : Перед детьми ставлю проблемную ситуацию : «Надо прорастить семена, но нет воды?». Обсудив с детьми высказанные ими предположения, спрашиваю: «Могут ли семена взойти без воды? А как проверить, кто из вас прав?». Для проверки предположений организуется опыт, исследование. В ходе решения проблемных ситуаций, я побуждаю детей делать выводы, акцентирую их внимание на новые знания, открытия которые они получили сами.
Проблемные ситуации могут быть разной направленности: социальные, познавательные, экологические, математические, театрализованные и др. …. Они могут быть случайно возникшие, например, купили рыбку, замерзли руки, улетел воздушный шарик. Из таких ситуаций можно смоделировать такие проблемы : «Кто помог воздушному шарику улететь?», «Как согреться?», «Кто такой – Вуалехвост?» Эти ситуации не планируются, но их можно использовать в образовательном процессе.
Проблемные ситуации можно создавать в различных видах деятельности. В игровой, например, с-р игра «Гараж» - «Без чего не может ездить машина?». В трудовой деятельности предлагала такие ситуации : «В группу придут гости, а стульев не хватает?» «Надо полить цветы, но нет лейки». В продуктивной деятельности: «Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?» При ознакомлении детей с художественными произведениями, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко» - «Почему нельзя спешить во время еды?», «Как сливочное масло попадает к нам на стол?» и др.
Сначала я испытывала сложности с подбором проблемных ситуаций. Оказалось, что давать готовые ответы, рассказать, показать что-либо детям гораздо проще, чем создать условия для самостоятельного добывания детьми знаний. Постепенно, усвоив алгоритм решения таких задач, сама стала составлять, использовала для своей копилки ситуации коллег. Считаю, что включение правильно подобранных проблемных ситуаций в образовательный процесс создает условия для формирования у дошкольников познавательной активности, поискового поведения. Дети стали более активны, любознательны и наблюдательны. Они сами формулируют противоречия, находят разные варианты решения задач. У детей чаще появляется желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. Хочется верить, что мне удалось на этом пути стать настоящим другом и наставником для моих воспитанников, и они уверенно будут идти по тропе знаний, познавая себя и окружающий мир.