Нина Митрофанова
Развитие потребностей в общении со взрослыми ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена вопросу развития потребности ребёнка раннего возраста в общении со взрослыми.
Ключевые слова: ранней дошкольный возраст, личность, общение взрослых и ребёнка, внимание.
Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе.
На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребёнка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду вместе с удовлетворением жизненно необходимых потребностей ребёнка возникает общение, направленное на достижение практически важного для него результата.
У маленького ребенка очень сильна потребность в общении со взрослыми и велико значение этой потребности для его психического развития и эмоционального состояния. Потребность в общении со взрослыми формируется с первых месяцев жизни ребенка и быстро становиться такой же сильной, как и другие органические потребности.
В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым.
Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить.
Дети в этом возрасте очень чувствительны, охотно откликаются на инициативу взрослых пообщаться. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами и в игре. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого, к замечаниям, которые ему делает взрослый человек. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебе, труде, игре, социализации. Но главным образом, общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Проблемой общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л. А. Божович, Л. С. Выготского, Я. Л. Коломенского, М. И. Лисиной, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской и др.
Подводя итог, можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение в общении с детьми.
Список использованной литературы:
1. Божович Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва:1968 г.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. т. 4, Москва:Педагогика, 1984 г.
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер, 1-е издание, 2009 г. - 320 с.
4. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г. – 368 с.