Наталия Голенко
Развитие мотивации к успеху у детей старшего дошкольного возраста как компонента психологической готовности
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мотивации к успеху у детей старшего дошкольного возраста как компонента психологической готовности к школе всегда была актуальной проблемой дошкольного и начального образования. Воспитатели сталкиваются с детьми старшего школьного возраста, которые не умеют добиваться поставленных целей, не верят в успех даже с высокой вероятностью на благополучный результат. Современная система образования стремится решить вопросы развития личностных качеств, помогающих в дальнейшем быть успешным в жизни и реализовать личный потенциал.
Публикация «Развитие мотивации к успеху у детей старшего дошкольного возраста как компонента психологической готовности» размещена в разделах
Развитие мотивации предполагает воспитание у дошкольников эталонов, мировоззренческих ценностей, установленных в нашем обществе, в сочетании с поведением ребенка. Старший дошкольный возраст считается периодом, в ходе которого происходит бурное развитие ребенка, включающее в себе развитие всех психический процессов. Когда ребенок скоро идет в школу, то основной его задачей является обучение, которое не может успешно протекать без наличия положительной школьной мотивации.
Психологическая готовность основывается на системе требований, предъявляемых школой к детям. Они заключаются в необходимости серьезного подхода к учебной деятельности и школе вообще, самостоятельного контроля над своим поведением, уровню умственной деятельности, который обеспечит осознанное получение знаний, выстраиванию корректных отношений с окружающим миром.
Задача определения психологической готовности к школе – и является задачей определения предпосылок, определенных «школьных» психологических качеств, которые сформированы у дошкольника к моменту поступления в школу.
Основное условие успеха обучения в школе – определенные мотивы учебы. Отношение к самому процессу обучения, как к основному, значимому делу, желание приобретения знаний, заинтересованности в определенных школьных предметах. Мотивы - это побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действует множество мотивов. Знание законов мотивации – ключ к решению большинства школьных проблем. Необходимость изучения механизмов мотивационных отношений также нужно при изучении особенностей развития мотивов в дошкольном возрасте, чтобы уметь правильно построить процесс развития и воспитания дошкольника.
Внимание мотивации как ведущему фактору любой деятельности всегда уделялось в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний и опыта и считали ее главной движущей силой. Предпринимались попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те дни ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.
Мотивация (от латинского глагола moveo – двигаю) – это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).
В современном мире существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие явления, как потребность, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности, что часто затрудняет однозначное понимание этого термина.
Мотивация (в широком смысле) – это все, что вызывает у человека активность: его потребности, инстинкты, желания, эмоции, отношения, идеалы.
Термин «мотивация» является более широким понятием, чем термин
«мотив». В современной психологии слово «мотивация» используется в двойном смысле:
1. Мотивация – это система факторов, детерменирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.)
2. Мотивация – это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Идея мотивации возникает при попытке объяснить, а не описывать поведение. Первые психологические теории мотивации считаются возникшими в XVII-XVIII веках
1. Теория принятия решений, объясняющая на рационалистической основе поведение человека;
2. Теория автомата, объясняющая поведение животного на иррациональной основе.
Во второй половине 19-го века, когда появилась эволюционная теория Чарльза Дарвина, были предпосылки для пересмотра определенных взглядов на механизмы человеческого поведения. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделяющие взгляды на природу человека и животных как двух явлений реальности, несовместимых в анатомическом, физиологическом и психологическом аспектах. Чарльз Дарвин был первым, кто обратил внимание на тот факт, что у людей и животных довольно много общих потребностей и схожести в поведении, а именно эмоциональных выражений и инстинктов. Под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина в психологии началось активное изучение интеллектуальных форм поведения у животных (В. Келлер, Э. Торндайк) и человеческих инстинктов (З. Фрейд, В. Мак-Дугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований концепция потребностей изменилась. При развитии научных взглядов понятие «потребность» стало использоваться для объяснения поведения человека.
Одним из первых проявлений такой экстремальной точки зрения на поведение человека стала теория инстинктов З. Фрейда и В. Маг-Дугалла, предложенная в начале 19-го века, которая стала самой популярной в первой половине 20-го века. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, З. Фрейд и У. Мак-Дугалл сводили все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессии. Разработанные этими учеными теории инстинктов не могли ответить на многие вопросы и не могли решить ряд проблем.
Во второй половине XX века теория человеческих потребностей была дополнена рядом мотивационных концепций, описанных в работах Д. Макклелланда, Д. Атиксона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Дж. Роттера и других ученых.
Известные психологи, такие как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский одни из первых занялись изучением вопроса добровольной мотивации. Однако до середины 1960-х годов психологические исследования были сосредоточены на изучении когнитивных процессов. Основным научным открытием отечественных психологов в области проблем мотивации является теория активного происхождения человеческой мотивационной сферы, «отцом» которой является А. Н. Леонтьев.
Эта концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как система действий может меняться, как меняется ее иерархия, как возникают и исчезают определенные типы действий и процессов, какие изменения происходят во время действий. В зависимости от того, как разрабатываются мероприятия, можно получить законы, которые описывают изменения в области мотивации человека, новые потребности, мотивы и цели для них.
Каждая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами. В качестве отправной и конечной точек объяснения в первом случае выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае они говорят о причинах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах, а во втором – о стимулах, исходящих из текущей ситуации.
В современных условиях промышленных, культурных и социальных действий человека значительно возрастает роль действия, инициативы по принятию самостоятельных решений и организации условий для важных решений. Поэтому педагог играет важную роль, и одной из основных его задач является систематическое усиление учебной мотивации детей, поскольку оно определяет успех познавательных процессов, улучшает их работу, облегчает запоминание и освоение нового материала.
Исследования отечественных психологов, таких как А. Н. Леонтьев, А. Н. Смирнова, А. А. Истомина показывают, что проблема образовательной мотивации изучается в нескольких направлениях: развитие мотивов учебной деятельности; типы учебных мотивов; факторы, которые способствуют развитию мотивации.
Согласно Л. И. Божович суть мотивации – это совокупность мотивов, определяющих эту деятельность. Мотивация – это процесс, который объединяет личные и ситуативные параметры на пути к регулированию деятельности, которая направлена на преобразование объективной ситуации и реализацию определенного объективного отношения человека к окружающей ситуации [20].
Мотивация – это процесс реализации мотивов. Одним из важнейших этапов развития личности является формирование мотивов достижения. Мотив – высшая форма мотивации к действию, люди взаимодействуют друг с другом, а также с внешним миром.
Одним из видов мотивации, определяющих творческий, активный подход человека к обучению, является мотивация достижения, которая направлена на максимизацию возможного осуществления любого вида деятельности и достижение наилучших результатов. Мотивация к достижению проявляется в стремлении субъекта приложить усилия и достичь, пожалуй, лучших результатов в этой области, которые он считает важными.
Причина достижения как стабильной черты личности впервые была определена Дж. Мюрреем и понималась как постоянное желание что-то сделать быстро и хорошо, чтобы достичь определенного уровня в любом деле. По этой причине исследовательский процесс на этом не остановился, и такие ученые, как Д. Макклелланд и Х. Хекхаузен, определили две независимые мотивационные тенденции : стремление к успеху и желание уйти от неудач. Мотив достижения, в данном случае, показывает, насколько человек стремится повысить уровень своих способностей.
У человека есть два различных мотива, которые функционально связаны с действиями, нацеленными на успех. Это мотив успеха и мотив избегания неудач. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, есть ли у него мотивация к успеху или доминирует стремление избегать неудачи.
Известно, что люди, которые стремятся к успеху в жизни, достигают большего, чем люди, у которых нет такого желания.
С точки зрения Н. И. Конюхова, мотивация успеха : механизм достижения, выработанный психикой. Действует по формуле: причина «жажда успеха» – цель деятельности – «успех результата», отражает потребность человека в уклонении от неприятностей и достижении запланированного результата всеми доступными способами.
Мотивация избегания неудачи : механизм, разработанный в психике, чтобы избежать ошибок, часто любыми способами и средствами, даже ценой сильной трансформации основной, главной цели, ее полной или частичной неудачи.
По словам Х. Хейхаузена, мотивация достижения – это попытка увеличить или сохранить максимально возможный потенциал человека для всех видов деятельности, к которым могут применяться критерии успеха, и когда осуществление таких действий может привести к успеху или неудаче.
Мотивация успеха имеет эмоциональные корни, поскольку человек связывает свои достижения с положительными эмоциями, что в будущем приводит к появлению потребности в еще большем успехе.
Мотивация достижения направлена на конкретный конечный результат, полученный благодаря определённым характеристикам человека. Это подталкивает людей к «естественному» результату серии взаимосвязанных действий. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.
По мнению Г. Мюррея, потребность в результатах характеризуется следующими понятиями: выполнить что-то сложное; управлять, манипулировать, организовывать; сделать как можно быстрее и самостоятельно; преодолевать препятствия и достигать высоких результатов; улучшить; соревноваться и быть впереди других; достичь таланта и, следовательно, повысить самооценку.
По словам М. Ш. Магомед-Эминова, мотивация успеха – это функциональная система интегрированных аффективно-познавательных процессов, которая регулирует процесс деятельности в сфере достижения на протяжении всей его реализации.
Структурные компоненты, которые выполняют определенные функции в процессе мотивационного регулирования деятельности:
1. Мотивация к обновлению (мотивация и инициация деятельности).
2. Мотивация выбора (процесс выбора целей и соответствующих действий).
3. Мотивация к реализации (регулирование реализации действий и контроль реализации намерений).
Экспериментальные исследования показали, что одним из основных механизмов обновления мотивации для достижения является оценка мотивационной и эмоциональной ситуации. Она в свою очередь состоит из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации. Получение результатов, интенсивность мотивационной тенденции варьируется в зависимости от изменения величины этих двух параметров.
Мотив достижения, а также педагогические и когнитивные мотивы стимулируются и удовлетворяются в педагогической деятельности независимо от межличностного взаимодействия и могут развиваться в любом возрасте. Мотивация в современной психологии это :
1. Система факторов, определяющих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т. д.).
2. Свойства процессов, которые стимулируют и поддерживают поведенческую активность на определенном уровне.
Так, мы в свою очередь, опираясь на точку зрения, Л. И. Божович определяем мотивацию, как процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.
Старший дошкольный возраст – наилучшее время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. На этом этапе и как в учении, так и других видах деятельности складываются многие положительные качества ребёнка.
Целью мотивов для образовательной деятельности в этом возрасте является развитие устойчивых образовательных и познавательных интересов, что уже является неотъемлемой частью потребности в знаниях.
Обучение необходимо для подготовки старших дошкольников к переходу на следующий этап обучения. Старший дошкольный возраст – это начало формирования мотивации к учебной деятельности, от которой во многом зависит будущее ребенка в последующем обучении [6].
Начало обучения приводит к значительным изменениям в социальном развитии ребенка. Ребенок становится «публичным» субъектом и начинает брать на себя социально значимые обязанности, за выполнение которых он получает общественную оценку. Статус ребенка меняется как в обществе, так и в семье: он становиться ответственным человек.
Итак, мотивация в современной психологии – это система факторов, определяющих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т. д., Характеристика процесса стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мы, в свою очередь, опираясь на точку зрения Л. И. Божович, определяем мотивацию как процесс, который объединяет личностные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на преобразование объективной ситуации, реализацию определенного объективного отношения человека к окружающей ситуации.
Старший дошкольный возраст может быть периодом чрезвычайной ситуации и закрепления в различных видах деятельности очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успех в различных видах деятельности. В процессе обучения формируются личностные качества, которые реализуют мотивацию достижения – чувство собственного достоинства, добровольное регулирование поведения, причины достижения успеха и избегания неудачи. Формируются личные качества, такие как желание правильно выполнять задание, достичь нужного результата, ориентировать ребенка на качество и результат образовательных мероприятий.