Индира Саниева
Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе
Аннотация: в статье теоретически обосновано и содержательно раскрыты понятия «народная педагогика, пословица, пословицы, средства народной педагогики», рассмотрены возможности работ с пословицами на уроках русского языка в 3 классе
Публикация «Работа с пословицами на уроках русского языка в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Пословицы и поговорки для детей
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: народная педагогика, пословица, пословицы, средства народной педагогики
Введение
Одним из средств наиболее эффективных и соответствующих младшему школьному возрасту, способствующих всестороннему и речевому развитию являются пословицы. Пословицы занимают значительное место в речи любого активного носителя родного языка. Они могут использоваться и в спонтанной устной речи, и в публицистике, и в философской и научной литературе.
Основная часть
Народная педагогика – уникальное педагогическое явление. Она исходит из опыта, исторически сложившегося, включая общечеловеческий опыт. Выработанные веками традиции человеческой жизнедеятельности у всех народов имеют единую идейно-нравственную основу, суть которой – социальное объединение людей ради выживания и прогресса. Сегодня представляется актуальным обращение к опыту нравственного воспитания подрастающего поколения, созданного народами, использование этого опыта в воспитательном процессе [4].
Народная педагогика – это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народно поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми [7].
Народную педагогику Г. Н. Волков рассматривает как предмет этнопедагогики. Народная педагогика и педагогика масс, общая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Однако она важнейшая для педагогов, особенно – для учителей начальных классов [8].
В научной литературе не сложилось единого подхода к определению понятия пословиц, в связи с этим выделились разные точки зрения. В. Даль под пословицей подразумевает «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности» [1]. В. П. Жуков считает, что пословицы – это краткие народные изречения, законченного синтаксического типа, имеющий одновременно прямой и переносный (образный) план [2]. М. А. Рыбникова в своей работе пишет, что, пословицы – это законченное суждение, завершенная мысль. Выражение народной мудрости, совести, ума, юмора, раздумья, как изречение, которое уточняет понятие, окрыляет мысль [3]. Иное определение дает К. Г. Берсеньева, она под пословицами понимает краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора [4]. А. М. Новикова под пословицей подразумевает краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме [5]. Н. И. Кравцов и С. Г. Лазутин в своих трудах пословицей считают малый нелирический жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой [6].
Приобщая младших школьников к восприятию пословиц как малого фольклорного жанра, учитель должен развивать нравственные качества личности, мышление детей, формирование у детей высокого строя чувств. Все это предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого следует отбирать те пословицы, которые обладают живописностью и поэтичностью. Используя в своей речи пословицы, учащиеся учатся четко, точно выражать свои мысли и чувства, а также интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.
На сегодняшний день имеются разнообразные приёмы работы над пословицами, в том числе использование данного фольклорного жанра в качестве дидактического материала при изучении различных грамматических и орфографических тем на уроках русского языка. Более интересными могут стать приёмы, целями которых являются знакомство с пословицами, формирование умения восстанавливать их на основе одной из частей, опорных слов, соотнесение пословицы с художественными произведениями, развитие умения интерпретировать пословицы и т. п. Так, В. Ф. Одегова [9] предлагает такие приёмы, как «Расшифруй пословицу», когда учитель предлагает детям прочитать «зашифрованное» (например, с помощью лишних букв) крылатое выражение или пословицу, игру «Кто быстрее соберёт пословицу» и др. Особенно интересным представляется упражнение, которое может стать основой для проведения проектной деятельности: «Составь текст на заданную тему с помощью пословиц», например на тему «Распорядок дня». Так, начало написанного в такой форме распорядка дня может быть обозначено с помощью пословиц : «Кто рано встаёт, тому Бог даёт», «Мало встать, надо ещё перестать спать»; «Доброе утро приносит добрый день» и т. п. по мнению Н. В. Ивановой учебные проекты, в том числе построенные на основе анализа и объяснения пословиц, имеют значительный личностно-развивающий потенциал, способствуют формированию интереса к родному языку [10]. В целом работа над пословицами предполагает более высокий уровень обобщения, переход от прямого к переносному значению слов, от наивного реализма к пониманию подтекста и идеи, т. е. способствует развитию всех уровней понимания текста, формированию коммуникативно-речевых умений детей.
Для правильного понимания пословицы учащиеся должны иметь соответствующие их возрасту представления об окружающем мире, о причинно-следственных связях, существующих в нём. Одной из причин недостаточно точного и глубокого понимания пословиц является ограниченный жизненный опыт детей и затруднения, связанные с интерпретацией смысла кратких народных изречений. Несмотря на значительный интерес к пословицам и их месту в системе общего образования и речевого развития практически не разработан алгоритм формирования умений понимать пословицу и выявлять её смыслы, так необходимых учащимся для достижения планируемых результатов.
Заключение
Таким образом, проведенный теоретический анализ литературы позволил установить, что народная педагогика представляет собой совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народно поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Установлено, что одним из действенных средств народной педагогики являются пословицы, которые, в свою очередь, представляют собой краткое изречение, поучение.
Использование пословиц в качестве дидактического материала способствует развитию речи младших школьников, а так же способствует социализации личности ребенка. Так же в ходе написании статьи были рассмотрены приемы работы над пословицами в начальной школе, предполагающие их анализ, интерпретацию и создание детьми собственных сочинений.
Список использованной литературы
1. Даль, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Даль. – Москва: Эксмо, 2009. – 640.
2. Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – Москва: Русский язык, 2000. – 656 с.
3. Зиновьева, Т. И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – Москва: Просвещение, 2007. – 304 с.
4. Иванов, С. В Русский язык 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2015. – 176 с.
5. Иванов, С. В. Русский язык 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2014. – 186 с.
6. Иванов, С. В. Русский язык 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2021. – 192 с.
7. Иванова, Н. В. потенциал проектной деятельности для младших школьников / Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 843.
8. Мамышева, З. З. О познавательной и педагогической функциях пословиц и поговорок в процессе формирования личности младшего школьника / З. З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 3. – С 7 – 12.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 480 с.
10. Померанцева, Э. В. Русские пословицы и поговорки / Э. В. Померанцева. – Москва: Детская литература, 2001. – 206 с.