Анастасия Луки
Психопатологические расстройства у детей при аутизме
▼ Скачать +Заказ
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание…. 2
Введение…. 3
Глава 1. Аутизм как общее нарушение развития…. …4-7
1.1 Нарушения речи
1.2 Нарушения мышления
1.3. Особенности развития памяти и воображения
1.4 Особенности внимания
1.5 Особенности ощущения и восприятия
1.6 Нарушения в сенсорной сфере
1.7 Нарушения в моторной сфере
Глава 2. Характерные расстройства для различных видов аутизма ….8-10
Публикация «Психопатологические расстройства у детей при аутизме» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2.2 Психопатологические расстройства при аутизме эндогенного генеза
2.3Психопатологические расстройства при аутизме хромосомного, обменного и органического генеза
2.4Психопатологические расстройства при аутизме неуточненного, психогенного и неясного генеза
Глава 3. Направления коррекционной работы с детьми с аутизмом. …. 11-13
Заключение….14
Список литературы…15
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие отмечается значительный подъём интереса исследователей и врачей к проблеме расстройств аутистического спектра. Это связано со значительно возросшей в последние годы распространенностью аутистических расстройств разной этиологии в детской популяции. Этот интерес соотносится с частой встречаемостью аутистических расстройств при детской шизофрении, умственной отсталости, личностных искажениях, а также с рядом нераскрытых вопросов в этой проблеме.
По МКБ-10 детский аутизм определяют как нарушение психического развития, которое характеризуется аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. В отечественной психологической школе ранний детский аутизм рассматривается как биологически обусловленный особый тип психического дизонтогенеза - искаженное психическое развитие [3].
Однако кроме вышеописанных симптомов аутизм может сопровождаться олигофренией, задержкой психического развития, рядом психопатологических синдромов, психопатий, эпилептическими припадками, нарушениями зрения, слуха и речи.
В своей работе я рассмотрю заболевания аутистического спектра различного генеза, это необходимо для понимания этиологии и патогенеза расстройств, сопутствующих аутизму.
Важность знания клиники аутизма в детстве, его психопатологических особенностей при разных заболеваниях для своевременной диагностики, правильного выбора терапии и социальной реабилитации не подлежит сомнению.
АУТИЗМ КАК ОБЩЕЕ НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Аутизм характеризуется неравномерно нарушенным развитием речевой, мыслительной, эмоциональной, сенсорной и моторной сфер деятельности ребенка [1]. Иногда проявляющегося в виде сочетаний явлений патологической акселерации и ретардации психических функций. Либо в виде возврата функций на более ранний возрастной уровень- регрессии [3].
1.1 Нарушения речи
Эхолалия, метафорический язык, неологизмы, перестановка местоимений (аутичный ребенок говорит о себе во втором или третьем лице) являются аномалиями речевого развития при аутизме. Часто наблюдается отсутствие лепета, гуления, трудности выделения смысловой стороны речи, трудности экспрессивной речи, жестовой речи, мимики и пантомимики [1].
Однако развитие речи нередко обгоняет развитие моторики. В диагностике нарушений речи для врачей ставится сложная задача - отличить трудности экспрессивной и рецептивной речи неаутичных детей со специфическими нарушениями речи от нарушений речевого развития аутичного ребенка. Главным показателем для дифференциации неаутичных нарушений речи будет использование ребенком других средств для выражения своих нужд и интересов, как жесты и мимика [1]. Они также проявляют проблемы в сферах фонетического, грамматического и прагматического оформления речи [3].
1.2 Нарушения мышления
Страдает предметная манипуляция, выделение функций предмета. В грубых случаях – отсутствие манипуляций, в более лёгких формах – быстрое пресыщение процессом манипулирования. «Абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Искаженность развития аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании высокого уровня развития мыслительных операций, опережающем возрастные нормы, в характерных односторонних способностях (математических, конструктивных) и интересах. [3]
Уровень интеллектуального развития связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов.
Встречаются сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Ребенку трудно установить причинно-следственные зависимости. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий, но не в состоянии использовать свои возможности в меняющихся условиях.
Интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.
При выполнении интеллектуальных тестов, таких, как тест Векслера, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего. Однако низкие уровни выполнения заданий, связанных с речевым опосредованием, как правило говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие. [4]
1.3. Особенности развития памяти и воображения
С самого раннего возраста у детей с аутизмом отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация применяется шаблонно в первоначально воспринятом контексте. Дети хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы. [4]
Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них дети с РДА имеют богатое воображение, согласно другой – воображение этих детей если и не снижено, то имеет характер патологического фантазирования. [1] В содержании аутистических фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологическое фантазирование служит хорошей основой для появления и закрепления различных неадекватных страхов.
1.4 Особенности внимания
Недостаточность общего и психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. [1] С раннего возраста отмечается отсутствие или негативная реакция при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающего мира. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления могут завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. []Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.
1.5 Особенности ощущения и восприятия
Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. [1]
Дети с аутизмом отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта. [6]
Они склонны к парадоксальным реакциям на сенсорные стимулы. У части детей реакция на «новизну» необычайно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовываются слабо, у них также не отмечалось реакции испуга или плача на внезапные и сильные звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечают и повышенную чувствительность к слабым раздражителям: легко возникали реакции испуга, страха на индифферентные и привычные раздражители. [1]
Отмечается также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма и фактура предметов, их цвет. [2]
Большое значение имеют для детей тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. Они стремятся получить определенные активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки или кружатся). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.
1.6 Нарушения в сенсорной сфере
Нарушения в сенсорной сфере оказывают тормозящее влияние на вс психического развития аутичного ребенка. Страдает поведение привязанности, которое у аутистов не выполняет своей главной функции — не дает ребенку чувства безопасности. Недостаточность этого чувства проявляется в симбиотической связи с матерью: тревога и страх даже при кратковременной разлуке с ней. Реже - отсутствие поведения привязанности к близким. Невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду оказывает тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. [1]
1. 7 Нарушения в моторной сфере:
Отмечаются дефекты моторного тонуса и связанные с этим явления некоординированности, страдают темп и плавность движений. Просле-живается прямая связь между выраженностью нарушения мышечного тонуса и аффективным состоянием ребенка. [6]
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
2.1 Аутизм различного генеза
В современной МКБ выделают аутизм различнго генеза.
Аутизм эндогенного генеза рассматривается как приобретенный постнатально, например, в следствии ранней детской шизофрении. К аутизму данного генеза относят Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма, инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный) и детский аутизм (процессуальный). А также Синдром Аспергера (конституциональный).[7]
Аутизм хромосомного, обменного и органического генеза связан с поражением структур ЦНС. Ему сопутствуют синдромом Дауна и другие наследственный заболевания как фенилкетонурия.
Отдельно выделяется аутизм неуточненного генеза - Синдром Ретта, психогенный параутизм и аутизм неясного генеза. [7]
2.2 Психопатологические расстройства при аутизме эндогенного генеза
Для детского аутизма эндогенного генеза, классического детского аутизма, синдрома Каннера характерны начало до 3-летнего возраста, асинхронность в развитии, сходство моторных стереотипии с ранними атетозоподобными движениями в пальцах рук, симптом отталкивания с ходьбой на цыпочках, эгоцентрическая речь, задержанное развитие волевой и эмоциональной сфер. У этих детей поведение отличается монотонностью, ригидностью, в нем, как правило, нет вычурности, парадоксальности. [2]
Для детского аутизма (процессуального генеза) при ранней детской шизофрении и инфантильном психозе свойственно становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами. Характерен диссоциированный характер задержанного развития, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи. У них преобладают более сложные моторные стереотипии, смена гипотонии гипертонией. [2]
Детский аутизм (процессуальный) при приступообразно-прогредиентной шизофрении формируется в возрасте 3—6 лет. Характерно нормальное умственное развитие до 3-летнего возраста. Структура нажитого аутистического расстройства зависит от тяжести психопатологических расстройств в приступах болезни. При этом виде детского аутизма (атипичного) всегда имеют место резидуальные позитивные расстройства, нажитые аффективные и психопатоподобные симптомы. Этот круг расстройств относится к нажитому аутистическому дефектному состоянию после приступов ранней детской шизофрении, близок к классическому детскому аутизму. [2]
Аутистическим состояниям при синдроме Аспергера (конституционального генеза) свойственна стертость аутистических проявлений, сохранность способности к высокому интеллектуальному развитию. В дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование рациональных контактов, становление особой личности, близкой шизоидному кругу. [2]
2.3 Психопатологические расстройства при аутизме хромосомного, обменного и органического генеза.
Нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка. При сглаженности эмоциональных расстройств больные более эмоциональны с матерью и родными. Отмечается большая сохранность личностной структуры, чем у больных с классическим аутизмом. Возможны дисфорические расстройства настроения. Умственная задержка обычно равномерна. Стереотипная деятельность сводится к примитивным раскачиваниям, патологически привычным действиям. [2]
2.4 Психопатологические расстройства при аутизме неуточненного, психогенного и неясного генеза.
Аутистическиподобный круг расстройств при синдроме Ретта формируется после периода нормального развития ребенка, в возрасте 8—18 месяце. При синдроме Ретта длительно сохраняется способность адекватного эмоционального реагирования на мать, на положительный тактильный контакт, улыбку. Моторные расстройства носят насильственный характер и протекают в виде «моющих, потирающих» движений кистями рук. Наблюдается прогрессирующее нарастание неврологической симптоматики, спинальная атрофия, атаксия, кифоз, сколиоз, распад речи, эпиприступы, расстройства глотания, дыхания, чего не бывает при других расстройствах с аутистическиподобными синдромами. [2]
При парааутистических состояниях (экзогенного происхождения) глубина аутистического отрешения незначительна, сохраняется способность общения на тактильном уровне. Равномерный характер задержки умственного и речевого развития пограничного уровня, с особой эмоциональной незрелостью. Формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью, с недоразвитостью высших социальных структур личности, с невозможностью формирования направленной привязанности, слабой волевой активностью. [2]
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ
Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы. На начальных этапах работы из-за трудности применения эксперементальных психологических методик основной акцент психологу необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности. Однако в настоящее время уже разработаны методы объективного анализа уровня развития навыков ребенка в рамках прикладного анализа поведения. [8] [10]
Большинство форм воздействия на аутизм считаются «облегчающими», ведущими к лучшему функционированию. Они не устраняет корневые патологические особенности аутизма. [8] Как альтернативные, либо дополняющие коррекционную работу педагогов и психологов методы часто используют мультивитаминную терапию, диетотерапию, медикаментозное лечение и даже микрополяризацию мозга.
Основными мишенями коррекционной работы с детьми аутизма являются следующие.
1. Для установление контакта в первую очередь должна быть выбрана форма коммуникации. Она должна быть индивидуализирована, адаптирована к индивидуальному уровню абстрагирования ребенка. Это может быть сделано с помощью объектов, языка тела, жестов, изображений, фотографий, написанных или напечатанных слов. В рамках, например, поведенческой терапии, для установления контакта с психологом используют жесткие инструкции предьявляемые ребенку, в следствии выполенения которых ребенок получает подкрепление в виде любимой игрушки, лакомства, либо любого другого мотивационного предмета. Таким образом психолог утанавливает учебный контроль над ребенком. [4]
2. Обучение навыкам самообслуживания и навыкам ведения домашнего хозяйства это очень широкая область, где ребенка обучают гигиене, одеваться и раздеваться, самостоятельно питаться, ходить в туалет. При обследовании психолог устанавливает, какими этапами функции человек, страдающий аутизмом, уже владеет, и где мы можем помочь ему, используя визуальную поддержку. Для аутистического человека "знать" означает то же самое, что и "видеть". Визуальная поддержка является видом сценария, который придумывается в целях компенсации недостаточно развитого внутреннего сценария. Она осуществляется в виде, например, карточек, отражающий режим дня. [4]
3. Обучение элементарным навыкам работы начинается с простейших видов труда, которые являются очевидными и хорошо визуализированы, а также выбраны таким образом, что человек, страдающий аутизмом, может добиться успеха и самостоятельности в кратчайшее время. Это включает сортировочные работы, сборочные работы, работу по упаковке и работу за письменным столом. [10]
4. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов. Для достижения этой цели любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Для преодоления страхов используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации»-постепенного «привыкания» к пугающему объекту. [4] [9]
5. Стимуляция психической активности заключается в обучение детей понятиям, числам, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Проводится коррекция слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания” разных тем. Вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказаваются игры с жесткой последовательностью событий и действий. Освоение системы игровых штампов способствует формированию памяти, внимания, восприятия. [9]
6. Формирование целенаправленного поведения возможно после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. [1]
7. Для преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, плача специалисты в области аутизма используют разные методы, один из которых «гашение». Он состоит в прекращение подкрепления улыбкой, вниманием, мотивационным предметом поведения ребенка, от которого хотели бы избавиться. В результате использования данного метода ребенок начинает подбор иного, подкрепляемого способа достижения желаемого. [9]
8. Составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях, обучение родителей методам воспитания осуществляется в рамках терапевтических мероприятий для родителей, которые целесообразно проводить в рамках недирективной групповой психотерапиию. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренный нами аутистический дизонтогенез формируется по типу искажения развития всех психических функций : сочетания в их патологической структуре как явлений асинхронии, а также наличия качест-венно новых, большей частью псевдокомпенсаторных образований. Эта искаженность развития становится более понятной при рассмотрении ее с позиций основных аутистических расстройств : болезненной гиперсензитивности, трудностей коммуникации и обусловленной ими замены адекватной для данного возраста деятельности на псевдокомпенсаторную аутостимудяцию аффективными, речевыми, моторными, поведенческими стереотипиями.
В связи с тем, что число детей, у которых диагностируется аутизм растет с каждым годом, я хочу отметить важность ранней диагностики, тем более, что по данным исследований это возможно уже на самых ранних возрастных этапах. Очевидна необходимость знания ранней симптоматики детского аутизма для врачей- педиатров, так как именно они могут направить родителей ребенка с аутизмом на диагностику и способствовать раннему вмешательству и назначению адекватной терапии. [4]
В случае с аутизмом существует сложность дифференциальной диагностики данного заболевания. На основе изложенных мной в реферате видов аутизма различного генеза, можно предположить, что из-за ошибочного представления врачей и диагностики нарушения, как органического, назначаются не успокаивающие средства, а психостимулирующие. Это ведет к негативной продуктивной симптоматике у ребенка.
Ранняя диагностика необходима также и для ранней психотерапии семьи, профилактики ее распада, угроза которого часто обусловлена тем, что своеобразие аутичного ребенка ошибочно воспринимается отцом как следствие дефекта в воспитании, идущего от матери. [5]
ЛИТЕРАТУРА
1. Аппе, Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе; [пер. с англ. Д. В. Ермолаева].— Москва: Теревинф, 2006.— 216 с
2. Башина В. М. Аутизм в детстве. — М. : Медицина, 1989. — 256 с.
3. Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. —— Донецк Лебедь, 1999. — 112 с.
4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм : Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О. В. Деряевой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
5. Карвасарская И. Б. Психологическая помощь аутичной семье Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии : Матер. III съезда РПА и науч. -практ. конф. 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
6. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма Учеб. издание / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
7. Психология XXI века : Материалы Международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21–23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2011. – 583 с.
8. Ширли Коэн. Жизнь с аутизмом. /Перевод с англ. Игорь Костин. -М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2008- 240с.
9. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2 0 1 3. — 208 с.