Козырева Наталья
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОО
▼ Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Аннотация: Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследования мы изучали труды великих педагогов и исследователей по данной теме. Мы предполагаем, что содержание данной программы поможет детям пройти адаптационный путь без каких-либо патологий.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОО» размещена в разделах
Ключевые слова: ранний возраст, психолого – педагогическое сопровождение, дети дошкольного возраста.
Вопрос адаптации человека к видоизменившимся условиям жизни существовал и остаётся важным в наше время. Данная проблема захватывает умы научных и практических исследователей. Наиболее актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда малыш с домашней стабильной среды переходит в иную, порой наиболее агрессивную среду. При поступлении детей в дошкольную организацию совершается перемена стереотипов: со знакомой домашней обстановки ребенок поступает в непривычное окружение, где всё так неизвестно. Четкий порядок дня, дефицит родителей, иной образ общения, новейшие условия к поведению, постоянная связь с ровесниками, новейшее место – все эти перемены формируют для детей напряженную обстановку. В итоге нарушается сон, аппетит, зарождаются различные страхи, ребенок не желает играть с другими детьми, все это без исключения сопутствуется соматическими недугами, порой переходящими в хронические заболевания. Непосредственно по этой причине, насколько быстро и менее негативно пройдет процесс адаптации, настолько благоприятным станет состояние детей и его самочувствие.
К вопросу о сложностях адаптационного периода подходили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова – Ямпольская Р. В., Шмидт – Кольмер Е. и др.
Теплюк С. изучила деятельность дошкольных учреждений в момент адаптации обнаружила, что этот вопрос – один из недостаточно решаемых. Педагоги групп никак не готовы оказывать вновь поступившим ребятам квалифицированную помощь и психолого-педагогическую помощь; они зачастую показывают дефицит умений грамотного построения отношений с родителями новеньких.
В связи с этим, она советует, методисту и психологу укрепить работу с персоналом в данном направлении: систематично освещать ранее не известные подходы к выявлению таких тем, равно как ведущая роль взрослого в формировании детей (Г. М. Лямина, этапы развития общения взрослого с ребенком (С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова, Н. Н. Авдеева, фактическое использование данных знаний в условиях адаптации (Н. Д. Ватунина, диагностическая методика адаптационного профиля (Е. И. Морозова).
Гипотеза исследования – продолжительность и эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада зависит от специфики психолого – педагогического воздействия.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования.
2. Изучить и проанализировать условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
3. Разработка и апробация программы психолого – педагогическое сопровождение детей от года до трех лет в период их адаптации к условиям детского сада.
4. Проверка эффективности работы по психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации.
Для эффективной адаптации мы разработали содержание для программы психолого – педагогического сопровождения ребенка с года до 3-х лет в момент адаптации к условиям ДОО.
Программа включает 3 блока6 работа с ребенком, с родителями и с педагогами.
Работа протекает в 3 шага:
1. Подготовительный состоит в диагностики с целью установления сильных и слабых сторон развития детей, условий дезадаптации и адаптационных возможностей, а также с целью установления прогноза хода адаптации.
2. Основной охватывается в системности исследования за ребенком в процессе адаптации и разнообразная индивидуальная совместная работа с ребенком «групп риска» с целью приторможения отрицательных эмоциональных состояний
3. Заключительный включается в анализе протекания хода адаптации ребенка к ДОО; в рассмотрении обстоятельств эмоционального неблагополучия и затруднения вхождения в воспитательно – образовательный процесс ДОО отдельных детей и в разработке мер индивидуальной помощи дезаптированным детям.
Используемая литература:
1. Абраменкова В. В, Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. / – М. : Московский психолого – социальный институт. Воронеж: МОДЭК, 200.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н. В. Соколовская. /– Волгоград: Учитель, 2008. – 188 С.
3. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. - №5. – С. 49 – 53.
4. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. / – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 С.
5. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ. / – М. : Ацрис – Пресс, 2004. – 112 С.
6. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. / – М. : Айрис-пресс, 2006