Kristina Anashina
Психолого-педагогические подходы к освоению конструирования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование относиться к тому виду деятельности, у которого имеется моделирующий характер. Он направлен на моделирование окружающего пространства в наиболее значимых чертах. Эта специфическая направленность различает конструирования его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью оказывают своеобразное влияние на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Публикация «Психолого-педагогические подходы к освоению конструирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее заданного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование владеет очень широкими возможностями для интеллектуального, морального, эстетического, трудового воспитания.
Во время конструирования ребенок дошкольного возраста не только учится различать внешние качества объекта или образца, но и у него развиваются познавательные и практические навыки. В процессе конструирования ребёнок, помимо визуального восприятия объекта, фактически разбирает образец на детали, и потом собирает их в модель (в действии он осуществляет два действия и анализ, и синтез).
Данный вид деятельности является сложным для детей дошкольного возраста. Эта деятельность связана с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых. Характеризуется практической целью назначения постройки, в процессе реализации конструирования взрослый за ранее продумывает, делает план, отбирает материал с соответствием его назначения, выбирает технику для выполнения работы, создает внешний дизайн. Все эти элементы доступны в детском конструирование, также решаются конструктивные задачи. Продукт сделанный детьми во время конструирования, чаще используется для дальнейших игр. Л. А. Парамонова отмечает, если ребенок использует в игре игрушки, которые конструирует, он ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Продукт от деятельности ребенка дошкольника еще не социально значимый, но управление конструктивной деятельностью детей со стороны взрослых, имеет более полезное воздействие на их трудовое воспитание.
Согласно технологии обучения дошкольников конструированию, представленной З. А. Михайловой, первоначально дети осваивают умение составлять заданную геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, трапецию, параллелограмм) из 2-3 элементов. Далее они учатся воспроизводить конструкцию, используя все семь элементов, по образцу. На следующем этапе обучения им предлагается для воспроизведения контурный образец, что требует от них умения самостоятельно проводить его анализ.
При воспроизведении заданного образца дети могут действовать двумя способами: наложением и приложением. Используя практические cпособы, добиваясь совпадения контуров фигур при их наложении, ребенок осуществляет разворот объекта не мысленно, а практически. Поэтому способ наложения является более легким. Кроме того, задание может быть предъявлено в словесной форме, без демонстрации образца.
Согласно исследованиям Н. Н. Поддьякова, А. В. Белошистой, дети могут осуществлять конструирование по условиям. А. Н. Давидчук и Л. А. Парамонова особое внимание уделяют конструированию по замыслу.
В конструирование выделяют два типа : техническое и художественное. В техническом типе дети создают реальные объекты, а также придумывают постройки с ассоциациями образов из сказок, мультфильмов, но они создают основные структурные, функциональные признаки объекта: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, штурвалом и т. д. [20].
В конструктивной деятельности к техническому типу относятся:
- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрические формы);
- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном типе конструктивной деятельности, дети создают не просто образы, в которых показывают структуру задумки, они именно отображают свое отношение к ней, создают собственный образ, передаю черты характера, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также определяют собственный цвет, выбирают фактуру, форму, к художественному типу можно отнести конструирование из бумаги и из природного материала.
Продукт конструктивно-технической деятельности взрослого в основном всегда имеет практическое назначение, однако детский продукт от конструирования не всегда применяется в практическом использование. Чаще всего дети с увлечением начинают строить свою задумку, например зоопарк, но когда создание постройки будет завершено, дошкольники теряют интерес к ней, ребенка интересует сам конструктивный процесс, в нем он познает что-то новое.
Можно отметить, что в изобразительном конструирование ребенок создавая собственную постройку достигает большого сходства с окружающими объектами при визуальном оформление, чем когда его продукт предназначен для практического использования в игре, тогда как для игры ребенок допускает больше условностей, для него важно, чтобы в постройке было необходимое для игровой деятельности. Характер и качество сконструированного объекта не всегда зависят от навыком и умений, наличие двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, в котором присутствуют свои особенности, и требует дифференцированного подхода к их выполнению.