Султанова Галина Анатольевна
Статья на тему «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой важного этапа конструирования образовательного процесса — прогнозирования. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования — условие преодоления «бездетности» в педагогике. Диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки.
Публикация «Статья на тему „Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности“» размещена в разделах
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т. п.
Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель, достаточно разнообразны : моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.
Принято различать два вида прогнозирования :
1. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.
2. Поисковое прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий;
При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.
Прогнозирование в деятельности преподавателя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.
Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т. е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Педагогическое проектирование заключается в содержательном, материально-техническом, организационно-методическом и социально-психологическом (коммуникативном, эмоциональном и т. п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем коммуникативная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или организаторская. Педагогическим проектированием исследователи называют сейчас предварительную разработку деталей педагогических систем.
Термин «проектирование»внедрился в педагогику из технического знания. Развитие педагогического знания, рост числа форм, методов, средств обучения и воспитания, развитие педагогического творчества и новаторства усложняют педагогическую деятельность, педагогу все труднее осваивать эти знания и умения. Поэтому как одно из направлений развития педагогики стали развиваться идеи педагогических технологий и педагогического проектирования в значительной мере как техническая, технократическая ориентация, как заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве.
Проектирование говорит о наличии у педагога совокупности творческих способностей, исследовательских умений, качеств, среди которых важное место занимают активность и инициативность, глубокоя наблюдательность и внимание, богатое воображение и интуиция, искусство нестандартно мыслить, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность выводов и суждений.
Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования :
1.. Наличие проектировочной компетенции педагога.
2. Наличие положительной мотивации педагога
3. особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации.
4. Создание среды для осуществления проектирования. Учет
5. Педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса.
6. Включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.
7. Мониторинг проектировочной деятельности.
Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).
В теории педагогического проектирования выделяют :
1. Модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов.
2. Прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей.
3. Инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами.
4. Рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.
5. Концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий.
Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В. С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования :
1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности [8].
Потребность в радикальном повышении качества образования не может не привести к постановке концептуальных вопросов: понимание сущности и функций проектирования педагогической деятельности, а также роли в современном процессе образования.
Список литературы:
1. Афанасьев В. В., Ермолаева С. С. / Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 128-130
2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. - С. 45.
3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. [Электронный ресурс].
4. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.
5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования : учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков [Текст] / Е. С. Заир-Бек. – СПб. : Просвещение, 2005. – 238 с.
6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
7. Мингазов Р. Х., Фадеева Е. Ю., Сабитов Н. А. Роль педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя // КПЖ. 2012. №4 (94). С. 24-27
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.