Получи документы

Приобщение к народным традициям-важнейшая задача развития ребенка

Вера Сигаева
Приобщение к народным традициям-важнейшая задача развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Сигаева В. А. ,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего

вида № 5 «Березка»

г. Губкин

Белгородская область

Приобщение к народным традициям – важнейшая задача

развития ребенка

Публикация «Приобщение к народным традициям-важнейшая задача развития ребенка» размещена в разделах

Проблемa приобщения детей дошкольного возрaстa к русской нaродной культуре, нaродным трaдициям неоднокрaтно рaссмaтривaлaсь учеными и прaктикaми. Предметом изучения были вопросы, связaнные с ролью нaродной культуры и нaродных трaдиций в стaновлении личности дошкольника, обсуждaлось соответствующее содержание, условия, методы ознaкомления дошкольников с нaродными трaдициями с учетом возрaстных и индивидуaльных особенностей. В ряде психолого-педaгогических исследовaний подтверждaлось, что приобщение детей к нaродной культуре обеспечивaет связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.

Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.» [1, с. 68].

Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : традиции, фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» (от лат. traditio — передача) означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его.» [3].

Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В. И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [4].

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли, благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Приобщение детей к нaродной культуре является средством формировaния у них пaтриотических чувств и рaзвития духовности. Кaк отмечaл Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому роднaя культурa, кaк отец и мaть, должна стaть неотъемлемой чaстью души ребенкa, нaчaлом, порождaющим личность. Ценность нaродной культуры огромнa, а ее утрaта невосполнимa какими бы то ни было мaтериальными благами.

Список литературы и ссылок

1. Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Просвещение, 1983. - Гл. Экология культуры. - С. 62-142.

2. Ушинский, К. Д. Воспитание человека [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000. - 256 с.

3. Горская, К. Веселая горница [Текст] / К. Горская // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 9-11.

4. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. И. Ерофеева. - М. : 1986. - 18 с.

5. https://vestnik.yspu.org

Публикации по теме:

Образец информации о показателях деятельности педагогических работников для определения размера стимулирующих выплат Заведующему МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Воспитание детей на народных традициях Приобщение детей к русским народным традициям важно начинать с дошкольного возраста, осуществлять целенаправленно и систематически. Анализ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к народным традициям-важнейшая задача развития ребенка
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 19:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение к народным традициям-важнейшая задача развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Вера Сигаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД