Коновалова Наталья
Причины этиологии и патогенеза при нарушении речи
▼ Скачать + Заказать документы
Коновалова Н. И.
Воспитатель подготовительной группы МАДОУ ЦРР-д/с №17 «Алёнушка» г. Кропоткин.
Армавирский государственный педагогический университет
город Армавир, Россия.
Аннотация: в данной статье описаны особенности, а так же причины этиологии и патогенеза при нарушении речи.
Ключевые слова: этиология, патогенез нарушения речи, речь, алалия (дисфазия развития).
Темочки:
Термин этиология –обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – наука, учение).
В основе изучения этиологии речевых нарушений лежит эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом отношении развитие речевой деятельности ребенка определяется уровнем зрелости его центральной нервной системы и зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Этиологические факторы сложны и полиморфны, наиболее частым сочетанием является наследственная предрасположенность, неблагоприятная окружающая среда и поражение головного мозга или нарушение созревания под влиянием нескольких неблагоприятных факторов [1].
Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности [2].
Этиология и патогенез неразрывно связаны между собой, т. к. без причины невозможно проявление и прогрессирования нарушений.
Причина действует при определенных, специфических условиях и либо способствует возникновению нарушений, либо препятствует их возникновению.
Знание причины нарушения и следствия, возникающие в процессе течения нарушний, представляет большой практический интерес, т. к. позволяет специалисту (педагогу,врачу и т. д.) активно вмешиваться в различные звенья патогенеза и рационально воздействовать на самые существенные из них.
Речь — важная составляющая психического развития ребенка, становление которой происходит в первые годы жизни. Она для ребенка является главным средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития познавательной активности и мышления [2].
При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко иcпользуются данные психолингвистики, основнывающиеся на учении JI. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания [4].
«Речевые расстройства, — говорит Л. А. Квинт, — не дурная привычка, а патологическое или дефективное состояние». На этой же точке зрения стоят также видные немецкие и американские специалисты: Гуцман, Фр шельс, Надолечный, Свифт и др. К ним присоединяется и С. М. Доброгаев. Но исходя из этих взглядов, они трактуют речевые дефекты как «болезни» речи и «лечат» их [1].
Алалия (по современной международной терминологии «дисфазия развития») — системное недоразвитие речи, в основе его лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. В то же время, особенно у детей, выразительная речь характеризуется явными отклонениями, тогда как понимание речи может изменяться, но в целом развивается на более высоком уровне. Наиболее распространенные варианты (экспрессивные и смешанные экспрессивно-рецепторные расстройства) проявляются значительной задержкой развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания.
Причинами этиологии в развитии речи могут быть :
-перинатальные поражения ЦНС,
-нарушения функций артикуляционного аппарата,
-поражение органа слуха,
-общее отставание в психическом развитии ребенка,
-влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов,а так же влияние неблагоприятной окружающей среды.
Трудности в овладении речью возникают и у детей с отставанием в физическом развитии, перенесших тяжелые заболевания в раннем возрасте, ослабленных и истощенных.
Причиной задержки развития речи у ребенка могут быть также аутизм или общая неуспеваемость в психическом развитии. В этих случаях показано углубленное обследование детским психиатром. При дисфазии развития первичным дефицитом являются речевые нарушения, а интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у пациентов в различные возрастные периоды, имеют вторичный характер. Именно эта особенность отличает пациентов с дисфазией от детей с умственной отсталостью, для которой характерно неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей.
Причина моторной алалии — нарушение функций речедвигательного анализатора (моторного центра речи). У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи не нарушено. Самостоятельная речь либо долго не развивается, либо остается на уровне отдельных звуков и слов.
Перинатальная патология ЦНС играет важную роль в формировании речевых нарушений у детей. Именно в перинатальном периоде происходят наиболее значимые события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, важно выделить группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни. В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате клинико-инструментального обследования были обнаружены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела, дети с нарушениями со стороны слухового и зрительного анализаторов, недостаточностью функций черепных нервов (в частности, V, VII, IX, X, XII, дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.
Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются комплексные воздействия: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Особое значение при организации помощи таким детям приобретают преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачи, логопеды, психологи, педагоги). Планирование и реализация коррекционных мероприятий должны происходить по индивидуальным планам каждого ребенка. [3].
Поэтому важно отметить, что чем раньше будет замечена проблема в развитии речи ребенка, тем лучше будут результаты, так как резервные возможности развивающегося мозга ребенка выше с первых дней жизни.
Список литературы:
1. Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Заваденко Н. Н. Расстройства развития речи у детей : ранняя диагностика и терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2016;116(12) :119-125.
4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).