Юлия Ларчева
Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Пластилинография – как средство развития
творческих способностей старших дошкольников».
Автор: Ларчева Юлия Алексеевна, воспитатель
СП «Детский сад №4» ГБОУ СОШ с. Шигоны
Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Наиболее эффективное средство - это изобразительная деятельность ребёнка с использованием нетрадиционных техник.
Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая важность проблемы, я решила предложить своим воспитанникам заняться пластилинографией. Данная техника появилась сравнительно недавно, основной идеей которой является рисование картин пластилином.
Пластилинография – это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объемных фигур и композиций. Создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления, эстетического вкуса детей.
Занятия пластилинографией развивают мелкую мускулатуру рук ребенка. Движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, происходит хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Дети, таким образом, подготавливают руку к освоению довольно сложного навыка, как письмо. Получается, мы готовим детей к занятию письмом, увеличивая уровень их работоспособности в школе.
Для занятий пластилинографией понадобятся :
• пластилин;
• медицинский или кондитерский шприц;
• специальные дощечки для лепки;
• основа для картины из плотного картона, ДВП или фанеры;
• специальные трафареты и шаблоны для пластилинографии;
• скалки, стеки и ножницы;
• пуговицы, бусинки, пайетки;
• ракушки, скорлупки орехов, шишки, веточки, галька;
• крупа, зерно, яичная скорлупа;
• влажные салфетки.
На начальном этапе ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ.
Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками.
Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе.
Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии : отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Ребята освоили правильную постановку пальцев, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.
Кроме того, дети освоили следующие приё мы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов, получать новый цвет или оттенок. придумывали свои, новые способы лепки, освоили законы композиции – размещение предметов на плоскости.
Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой - печаткой.
Дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.
Воспитанники самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности.
Как воспитатель, я, поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.
Особое внимание уделяю обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.
При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками. Обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. Процесс создания картины с помощью пластилина позволяет каждому почувствовать себя художником, поверить в себя и свои силы.
Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, способствует тонкому восприятию, развивает воображение, умение предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой, креативной личности.