Абдюкаева Зульфия
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данная статья посвящена проблемам восприятия художественной
литературы детьми старшего дошкольного возраста. Освещаются особенности
восприятия художественного слова старшими дошкольниками в сравнении с
младшим дошкольным возрастом : умение устанавливать явные и скрытые
причинные связи в сюжете, мысленно принимать участие в действиях героев,
Публикация «Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы» размещена в разделах
занимать позицию зрителя, оценивать красоту художественного слова.
Освещаются необходимые условия для формирования умения
воспринимать и понимать художественный текст. Дается характеристика
самим умениям воспринимать и понимать художественный текст.
Ключевые слова
Художественный текст, предметно-развивающая среда, продуктивные
приемы обучения, понимание художественного текста, систематичность
работы по анализу художественных произведений, интенсивность восприятия
литературного произведения, художественное восприятие, причинные связи в
сюжете, книжный уголок, алгоритм анализа художественного произведения.
Проблема сохранения интереса к книге, формирование книжной
культуры, интереса к чтению актуальна во все времена. Особенно она
актуальна в наш век компьютерных технологий, когда даже взрослые все реже
и реже обращаются к чтению художественной литературы. Готовых
рекомендаций, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить
сложному искусству чтения и пониманию книги очень тяжело.
Если воспитанию читателя- школьника посвящено немало
исследований, то что же касается дошкольника, то тут дело обстоит труднее.
Возможно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают
не читателем, а слушателем. Однако многие отмечают, что именно в период
дошкольного детства – это самый активный и благоприятный период для
включения ребенка в читательскую деятельность, формирования интереса к
книге, становлению читательской культуры. Полюбившийся образный
художественный текст дошкольником в раннем детстве восприимчивые,
чувствительные образы останутся с ними на долгие годы.
В жизни ребенка художественная литература должна занимать важное
место. Приобщение к книжке – одна из главных задач художественноэстетического обучения дошкольника. С первых лет жизни художественная
литература и фольклор должна начинаться со знакомства с доступными ему
образцами. Известно, что дошкольное детство – этап, определяющий в
развитии личности, потому что в возрасте до шести лет ребенок с интересом
узнает окружающий вокруг мир, «напитывается» различными впечатлениями,
подражает героям книг, усваивает нормы поведения окружающего мира.
В результате приобщения к книге совершенствуется его разум,
облагораживается сердце ребенка. Книга способствует овладеть речью –
ключом к познанию окружающего мира, вещей, природы, человеческих
отношений. Закладывать основу нравственности, необходимо через частое
чтение литературных текстов разными обликами детской деятельности, при
умелом сочетании с жизненными наблюдениями, способствует постижению
ребенком окружающего мира, учат его воспринимать и любить красоту.
На важность приобщения детей к красоте слова указывали такие ученые
как О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Л. М. Гурович, Л. А. Левин, Н. Д.
Молдавская, О. И. Никифорова, О. Н. Сомкова и других. В частности, в одних
исследованиях поднимались вопросы, связанные со спецификой восприятия
художественного произведения детьми дошкольного возраста (Л. М. Гурович,
Н. Д. Молдавская, О. И. Никифорова, в других работах изучались проблемы
развития интереса детей к книге и к чтению (Р. И. Жуковская, Е. И. Тихеева,
Е. А. Флёрина). Следует также отметить исследования, посвященные
проблемам читательского развития детей (Е. Л. Гончарова, З. А. Гриценко, Т. А.
Новикова).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного
возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения
научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные
особенности восприятия дошкольниками литературного произведения,
выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда
малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет,
когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка
самоценным.
Также Л. М. Гурович отметила одну особенность восприятия ребенком
художественного произведения – глубокое сопереживание героям
произведений. В старшем дошкольном возрасте у ребенка проявляется
способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, то есть
занимать место героя. Так вместе с героем сказки ребенок может испытывать
чувство страха, чувство облегчения, справедливости, победы и др. Одними из
любимых художественных произведений у детей старшего дошкольного
возраста являются русские народные сказки, которые отличаются
волшебством, чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетом,
полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, с яркими,
сильными и интересными персонажами.
Выделяется несколько критериев, влияющих на интенсивность
восприятия литературного произведения : любопытство; положительное
эмоциональное отношение к читательской деятельности; восприятие личного
примера взрослого, как читателя; осознание личной значимости
приобретенных знаний; читательский интерес.
Главным признаком полноценного восприятия литературы является
значимость определенной литературы для субъекта и его эмоциональноположительное отношение к ней. Читательские интересы появляются лишь в
том случае, когда читатель обладает осознанным чтением и у него развиты
учебно-познавательные мотивы чтения. Полному восприятию помогает
избирательно-положительное отношение читателя к книге, произведениям
печати, которые приобретают для него значимость и эмоциональную
привлекательность и подходят его духовным потребностям.
Старшие дошкольники в отличие от младших могут дать сознательную
оценку персонажам произведения, используя в своих суждениях известные им
критерии поведения человека в обществе.
Также в этом возрасте ребенок начинает сопереживать героям, умеет
следить за развитием сюжетной линии, сопоставляет события, которые
происходят в произведении с жизненным опытом. Ребенок старшего
дошкольного возраста сравнительно быстро и правильно понимает
реалистические рассказы, сказки, а ближе к школьному возрасту начинает
разбирать перевертыши и небылицы. Но некоторые жанры художественной
литературы дошкольниками воспринимаются не полностью. Так
недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет
заинтересованность детьми такими жанрами, как пословицы, басни, загадки и
т. д., тем самым возникает необходимость в помощи взрослого.
Необходимым условием восприятия художественного произведения
является эмоциональная живописность воспринятого, выражение отношения
к нему. В своей работе советский психолог А. В. Запорожец отмечает, что:
«Восприятие не сводится только к пассивной констатации известных
сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно также
требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых
обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их
радости и печаль».
Конечно, ребенок дошкольного возраста не сразу может воспринимать
произведение литературы в его полном значении. Однако художественное
восприятие начинает формироваться именно в данный период развития. В.
Шацкая отмечает: «Дети дошкольного возраста еще не могут оценить глубину
высокохудожественных произведений и их эстетическое значение, но они
многое запоминают и любят, а это составляет почву для дальнейшего желание
вернуться к этим и других произведений искусства, в них сформируется
интерес и потребность общения с искусством». Попытка проанализировать
художественные произведения в данный период, позволяет получить ребенку
определенный опыт впечатлений, которые в дальнейшем могут повлиять на
его эстетический вкус и художественно-творческую активность. Именно
поэтому художественная культура влияет на развитие эмоциональной и
интеллектуальной сферы ребенка, помогая актуализировать эстетические,
искусствоведческие и культурологические знания, полученные в процессе
знакомства дошкольника с произведениями искусства слова.
В период старшего дошкольного возраста отношение к восприятию
меняется, у ребенка появляется способность занять определенную позицию
вне изображаемого, так называемую позицию зрителя.
В художественном восприятии имеет значение степень близости и
доступности образа определенному возрасту. Например, для младших
дошкольников предпочтительны «положительные» животные с характером
человека, для средних дошкольников – животные, сказочные персонажи, детировесники и т. д. Старшие дошкольники часто выбирают наиболее интересный
и ловкий, веселый и добрый персонаж.
В процессе развития художественного восприятия у детей старшего
дошкольного возраста появляется не только интерес к содержанию
произведения искусства, но и понимание используемых в нем выразительных
средств. Также в процессе развития художественного восприятия
формируется оценка воспринятого. К 6 годам дети могут оценивать не только
интересное содержание произведения, но и проявляют способность
улавливать его настроение. Способность к художественному восприятию
является результатом развития индивида. Б. Теплов в своей работе отмечает,
что художественное восприятие является умением, которому надо учить.
Этому способствует укрепление и расширение полученных знаний,
представлений детей об окружающем мире, развитие его речи и мышления.
Значительную роль в этом процессе играет развитие эмоциональной
чувствительности и отзывчивости.
На основании исследований педагогов и психологов Л. М. Гурович
выделила особенности восприятия и понимания художественного текста у
детей на разных этапах дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного
возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в
сюжете. Им становятся понятные простые скрытые, связанные с внутренними
переживаниями героев произведения. Характеризуя персонаж, дети выделяют
не только одну, наиболее яркую черту, но и замечают второстепенные.
Эмоциональное отношение к героям определяется не только оценкой их
поступков, которая более устойчива и объективна, чем ранее, но анализом
причин, побудивших героя действовать так или иначе.
Роль литературы в наше время имеет особое значение, так как растущее
промышленно-техническое влияние на окружающую среду, быстрый и
напряженный ритм жизни, множество источников информации затрудняют
процессы изучения реальных, настоящих жизненных ценностей. Восприятие
художественных произведений позволяет развивать в ребенке
заинтересованное причастное отношение к жизни, насыщая его идейным и
моральным содержанием, а искусство способствует конструктивному
решению сложных человеческих проблем.
Итак, особенности восприятия художественного произведения детьми
старшего дошкольного возраста заключается в том, что они уже легко
устанавливают явные и скрытые причинные связи в сюжете, мысленно
принимают участие в действиях героев, могут занимать позицию зрителя,
оценивать красоту художественного слова.
Таким образом, умение воспринимать художественное произведение,
осознавать наряду с содержанием и элементы художественной
выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и
воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном
педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие
художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и
средства художественной выразительности.
Для эффективного развития у детей среднего дошкольного возраста
умения воспринимать и понимать художественный текст были определены
следующие условия:
- наличие предметно-развивающей среды;
- использование продуктивных приёмов обучения;
- систематичность проведения работы по анализу художественных
произведений.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение
должны обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности, в
том числе в речевом развитии детей. Одним из этапов работы по
ознакомлению дошкольников с книжной культурой является создание
предметно-развивающей среды.
Для эффективного проведения мероприятий по развитию у детей
среднего дошкольного возраста умения воспринимать художественный текст,
групповая комната должна быть оборудована уголком чтения, театральным
уголком, оснащена средствами ИКТ (средства информационных и
коммуникационных технологий).
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к
художественной литературе играет уголок книги. Он даёт возможность для
дальнейшей работы в данном направлении. Это особое, спокойное, удобное,
специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему
вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь
происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой
и иллюстрациями.
Основной принцип организации книжного уголка – удовлетворение
разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая
сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой
воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного
обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению.
Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже
двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям.
В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако
книга может и дольше оставаться на полке книжного уголка, если у детей
сохраняется к ней интерес.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
- Требования к расположению. Книжный уголок должен быть
расположен в спокойном месте, вдалеке от дверей и игривого пространства.
Необходимо организовать хорошее освещение в дневное и вечернее время.
- Книжный уголок должен быть эстетически оформлен. Он должен быть
уютным, привлекательным. На стене можно повесить репродукции картинминиатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются
книги, репродукции картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо
рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить
индивидуальный вкус и творчество, но главное условие – это удобство и
целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным,
располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с
книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке
книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям
детей.
На полочке книжного уголка в средней дошкольной группе можно
расположить 5-6 книг, но обязательно несколько экземпляров одного
произведения, и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим
количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями. Книгикартинки используются реже, нежели в младшей группе. Оставляют любимые
детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические
произведения, книги о природе, веселые книги. Выставляются тематические
альбомы, иллюстрации, детские рисунки на темы художественных
произведений.
При проведении комплекса мероприятий следует использовать такие
продуктивные приёмы обучения, как чтение художественной литературы,
рассматривание иллюстраций к произведению, словарная работа, словесное
рисование, рассказывание по ролям, рассказ от лица героя, инсценировка
произведения, коллективный пересказ по картинкам, раскрашивание
сюжетных раскрасок, сравнение художественного произведения и его
экранизации. Применение продуктивных приёмов позволяет не только
эффективно развивать умение детей воспринимать и понимать
художественную литературу, но и прочно закрепить это умение.
Умение воспринимать и понимать художественный текст включает в
себя шесть умений, на основе которых проводится работа над развитием
данного умения:
1. Умение видеть и воспринимать картины, изображённые автором.
2. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умение характеризовать образ-персонаж.
4. Умение воспринимать и понимать позицию автора.
5. Умение понимать общую идею произведения.
Особое внимание хочется уделить алгоритму анализа художественного
произведения:
1. Подготовка к восприятию художественного произведения.
2. Первичное чтение.
3. Чувственный анализ текста.
4. Вторичное чтение.
5. Полный анализ художественного произведения.
6. Заключительная часть (подведение итогов)
Придерживаясь этого плана, можно добиться больших результатов. При
полном проведении анализа художественного произведения, ребёнок
воспринимает и понимает его в наибольшей степени.
Также, помимо совместной образовательной деятельности педагога и
детей важную роль играет самостоятельная деятельность детей и
образовательная деятельность в семье. Самостоятельная деятельность детей в
рамках развития умения воспринимать и понимать художественный текст
включает в себя игровую деятельность, рассматривание иллюстраций,
театрализованную деятельность, игры-драматизации и игры-инсценировки,
беседы, словотворчество. Однако, несмотря на то, что эти виды деятельности
являются самостоятельными, детей нужно обучить данным видам
деятельности для того, чтобы в будущем они могли сами её организовывать.
В семье образовательная деятельность в данном направлении может
реализовываться через посещение театра, музея, беседы, рассказы, чтение.
Таким образом, можно определить организацию предметноразвивающей среды, использование продуктивных приёмов обучения и
систематичность работы по анализу художественных произведений как
условия для эффективного развития у детей среднего дошкольного возраста
воспринимать и понимать художественный текст.
Список литературы :
1. Венгер, Л. А. О чём рассказывает сказка [Текст] / Л. А. Венгер //
Дошкольное воспитание. – 1994. – №5. – С. 7-8. 48
2. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе :
программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М. : МозаикаСинтез, 2012. – 72 с.
3. Грабенко, Т. М. О курочке Рябе и Рождестве зверей. Зачем читать
детям сказки? пособие для воспитателей детского сада / Т. М. Грабенко. - СПб. :
Речь, 2006. – 186 с.
4. Граник, Г. Г. Литература. Учимся понимать художественный текст :
книга для учителей и воспитателей детского сада / Г. Г. Граник, С. А. Шаповал,
Л. А. Концевая. - М. : Просвещение, 1998. - 353 с. 49
5. Дунаева, Н. О. Значение художественной литературы в формировании
личности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2011. – №6. – С. 12.
6. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой
детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – №12. – 2017. – С.
13-19.
7. Рафикова, Н. В. Психолингвистическое исследование процессов
понимания текста: учебное пособие - Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. - 147 с.
8. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой [Текст] :
пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. :
ТЦ «Сфера», 2015. – 254 с