Ирина Эйн
Статья «Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с диагнозом «Общее недоразвитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка воспитанников к успешной социализации в жизни и обучению в школе. Одной из главных задач для педагогов детского сада является важность своевременного использования потенциальных возможностей детей данной категории. Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей. Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления. С данной категорией детей постоянно занимаются не только воспитатели, но и логопеды, психологи, очень важна воспитательная и развивающая функция семьи. Воспитатель помогает логопеду в преодолении ОНР и процессов, тесно связанных с ним, осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных общеобразовательной программой воспитания и обучения дошкольников.
Публикация «Статья „Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с диагнозом „Общее недоразвитие речи“» размещена в разделах
Воспитатели сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к ребенку с ОНР, обучить его нормам и требованиям общения в коллективе, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание. Необходимо помнить, что наиболее значимым и ведущим является коррекционно-воспитательное направление.
Дети с диагнозом ОНР по запасу знаний, по своему речевому и психическому развитию, поведенческим навыкам отстают на год или на два года от сверстников с нормальным развитием. В первую очередь занятия по формированию элементарных математических представлений и изобразительной деятельности по времени меньше. Дети с ОНР ослаблены, расторможены, быстро утомляются. Увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано. Поэтому, количество занятий по нескольким дисциплинам должно быть значительно меньше, чем в массовых группах. Воспитателю важно заниматься индивидуально с таким ребенком в тот момент, когда в группе тихо, или дети играют в спокойные настольные игры. Желательно проводить занятия в специальном речевом уголке, где будут перед зеркалом отрабатываться приемы, которые в своих рекомендациях дает логопед.
Первоначально, когда речь ребенка невнятна, неразборчива, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. На данном этапе целесообразно применять такие формы работы : чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; просмотр видеофильмов, использование по возможности компьютерных технологий; проведение экскурсий; проведение бесед по картине. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда можно усложнять требования, разворачивать работу по развитию речи : развивать навыки диалогической речи, работать над развитием структуры фразы, формировать и активизировать навыки связной речи. Все виды детской деятельности оречевлены. Активно применяется так называемый «речевой режим». Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чё тко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе. Воспитатель планируют занятия с учётом всех поставленных задач, совместно с учителем-логопедом обговаривают планирование занятий, объективно оценивая достигнутые результаты, намечают дальнейшую работу с детьми. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Воспитатель предлагает детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста, птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока). На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструировании воспитатель учит детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширяет и обогащает словарь, работает над грамматически правильной речью.
Большое место надо отводить и хороводным играм. При планировании прогулок, воспитатель пишет конкретные наблюдения, продумывает вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использует художественное слово. Потом этот материал повторяется на занятиях по закреплению правильного звукопроизношения. Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. (Определить позицию того или иного звука в составе слова). Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? – Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребенка.
Таким образом, только комплексный подход в преодолении ОНР у детей является эффективным.