Получи документы

Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях

Татьяна Кириллова
Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение дошкольников счету - хорошо отражено и исследовано в педагогических и методических публикациях. Исследованием этой проблемы занимались разные педагоги и психологи, такие как: А. М. Леушина, Л. Ф. Обухова, З. С. Птгулевская, Н. А. Менчинская., П. Я. Гальперин.

Счет - это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда.

Счетная деятельность - называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Понятие числа - результат предметных действий ребенка с величинами (П. Я. Гальперин)

Публикация «Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах

В данное время в дошкольных организациях, более востребованной является методика обучения счету А. М. Леушиной. Она заключается в том, что переход в обучение к числовому этапу происходит через сравнение предметных групп по признаку количества и определению этого количества словом - числительным. Данная методика была долго единственной для педагогов детских садов, она и сейчас достаточно востребована в образовательных учреждениях.

В настоящее время разные авторы (Е. В. Колесникова, М. А. Косицина и др.)пытаются дополнить инструментарий предложенный А. М. Леушиной. Сейчас, как показывает практика, воспитателям не хватает методических руководств и пособий, в которых бы воспроизводились технологические аспекты обучения детей счету. Это объясняется тем, что:

-дошкольники осваивают разные виды счета, которые отличаются как по способам педагогического взаимодействия с детьми так и целями;

-средства, методы, приемы обучения дошкольников счету вставлены в конспекты занятий, игр и игровых упражнениях с разным содержанием.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования в содержание образовательной деятельности "Познавательное развитие" включает формирование первичных представлений о свойствах и взаимоотношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, число, часть, целое и до.)

Примерные основные образовательные программы дошкольного образования конкретизируют данное содержание. Так, в примерной основной образовательной программе "Истоки" рекомендуется:

детей четвертого года жизни развивать умения выделять в объектах цвет, форму, величину, соотносить окружающие предметы с сенсорными эталонами.

- овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; различения количественных группы предметов и определения их словами (один - много - мало) определения отношений между ними (больше - меньше - поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

- формирование первых пространственных ориентировок и простейших способов размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты)и вертикали (башенка лесенка).

- знакомит детей с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) с фигурами (куб, шар, кирпичик) с параметрами величины (длина - ширина - высота, сравнивая их (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже)

- учит группировать предметы по одному из признаков, раскладывать по величине используя 4-6 предметов.

У детей пятого года жизни развивать умения выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по высоте и ширине в возрастающем (от самого меньшего до самого большего) и убывающем (от самого большого с самому маленькому) порядке, сначала на 3-4 предметах и со значительной разницей в размере (2-1 см, а затем на большем количестве (5-7 и т. д) и с небольшой разницей в размере (0,5 см).

- учит детей считать детей до 5 - 10 (и в больших пределах в зависимости от успехов группы); показывает, как образовывать разные количественные группы предметов, называя их тем или иным числительным; учит отсчитывать предметы из большего количества по образцу и названному числу, считать по осязанию, на слух;

- упражняет детей в воспроизведении на слух того или иного количества звуковых сигналов, в определение равенства и неравенства количества хлопков и кубиков, кругов и квадратов и пр.,

- -учит детей различать направления (вперед - назад; вверх - вниз, направо - налево, определять положения того или иного предмета в комнате по отношению к себе (слева от меня мяч, справа от меня Саша, далеко дерево, близко карандаш).

У детей 6 года жизни : - учит считать до 10, различать количественный и порядковый счет. Учить отвечать на вопросы :"Сколько всего?", "Какой, который по счету?"

помогает определять равное количество в группах, узнавать состав числа до 5 из отдельных единиц.

-знакомит с понятиями "часть и целое", складывание листа бумаги на 2 и на 4, 1/2, 1/4 часть и целого.

- предлагает систематизировать предметы (ширине, длине, толщине, выстраивать сериационные ряды.

- предлагает различать и называть уже знакомые фигуры в ближайшем окружении, используя дидактические игры и. т. д.

- учить определять положение того или иного предмета по отношению к себе и по отношению к другому.

У детей 7 года жизни - использует разные по форме. цвету и величине сомосштабные геометрические фигуры (сенсорные эталоны формы и детали более сложных форм) для конструирования плоскостных изображений, выразительных узоров и многопредметных сюжетных композиций.

- учит классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (по цвету, красочности, привлекательности, обыденности и необычности, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению и т. п., систематизировать группы предметов по заданным и самостоятельно обнаруженным свойствам, описывать словами, что именно было сделано.

- подводит к пониманию того, как образуются числа второго десятка; учит определять предыдущее и последующее к названному числу, определять отношения между числами (равенства, неравенства, больше, меньше); определять состав чисел до 10 из двух меньших;

- знакомит с цифрами от 0 до 9; знаками: "=", ">","<"

- предлагает составлять и решать несложные задачи на сложение и вычитание (в пределах 10, пользуясь цифрами и знаками "+", "-", "=";

- учит измерять длину, ширину, высоту предметов, сравнивать их по весу, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерке; учит считать по заданной мерке (счет со сменой основания, когда за единицу принимается не один, а несколько предметов или часть предмета; делить предметы на несколько равных частей (на 2, 4 6, 8и т. д., путем сгибания (бумаги, ткани, шнура и др.) с целью установления отношения "часть - целое";

- помогает овладевать ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы, в том числе на листе бумаги, альбоме, странице книги; описывать расположение объекта в пространстве и на плоскости.

Следуя из этого, счет, количество, число, являются важными составляющими дошкольного образования.

Каким должен быть инструментарий педагога, для того чтобы дети овладели опытом сравнения множеств, операцией сосчитывания, освоил смысл вопросов "какой по счету?", "который по счету?", "сколько?", овладел количественным и порядковым счетом, усвоил разные виды счета, а также приемы вычисления (присчитывания и отсчитывания по единице).

В разных программах дошкольного образования количественным материалом для обучения детей счету выступали числа первого и второго десятка:

• "Развитие", "Радуга", "Успех"-счет до 20;

• "Из детства - в отрочество" - счет до 10 и более;

• "Программа воспитания и обучения в детском саду" - счет до 10 (до 20);

• "Школа 2100" - счет до 10;

• "Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста" - счет до 20 и более.

На первом этапе обучения детей счету начинается со сравнения двух множеств чисел первого пятка (1 и 1, 1 и 2, 2 и 2, 2 и 3, 3 и 3, 3 и 4, 4 и 4, 4 и 5, 5 и 5) и уравнивания двух множеств добавлением или удалением одного элемента.

В ходе упражнений дети усваивают отношения " больше", "меньше", "больше на 1", "меньше на 1", "поровну", "лишний", "не хватает". Цель этих упражнений показать детям принцип образования натурального ряда чисел.

Далее организуется работа по усвоению операции сосчитывания. На начальном этапе обучения происходит разделение функций между педагогом и детьми - воспитатель считает выделяя голосом итоговое число, называет его вместе со словом "всего" и существительным (Один, два, три, четыре, пять. Всего пять). Дети повторяют за педагогом итоговое число (Всего пять).

Связь между каждым сосчитываемым предметом и словом - числительным подчеркивается определенным образом - педагог, а затем и дети, называя числительные, совершают движения:

• Прикосновение указкой к каждому предмету;

• Передача предметов по одному другому лицу ;

• Прикосновение рукой к каждому предмету;

• Переставление с места на место или сдвигание каждого предмета;

• Отграничивание каждого последующего элемента множества ребром ладони;

• Прослеживание сосчитываемых предметов взглядом;

• Поворот туловища и кивок головы в сторону сосчитываемого предмета;

• Перемещение предметов в пространстве.

В детском саду дети овладевают разными видами счета : количественным, порядковым, счетом групп предметов, обратным счетом, отсчитыванием определенного количества предметов из группы.

Правила порядкового счета

• Начинать счет либо с крайнего правого, либо с крайнего левого элемента в зависимости от направления счета.

• Не пропускать ни одного предмета.

• Отвечать на вопрос "Который по счету?", называя прилагательное, существительное и числительное, а также направление счета (красный флажок - 3, считая слева - направо).

• Перед началом счета показывать правую руку и направление счета слева - направо или справа - налево.

• Называя слово - числительное, соотносить его только с одним элементом множества.

• Относить последнее числительное только к одному предмету.

• Сопровождать каждое называемое слово - числительное прикосновением к предмету, или указательным движением руки (указки, или поворотом корпуса и кивком головы.

Правила количественного счета

• Начинать счет с первого элемента слева.

• Не пропускать ни одного предмета.

• Перед началом счета показать правую руку и направление движения слева - направо.

• Отвечать на вопрос "Сколько?", называя итоговое число вместе с существительным и словом "всего".

• Называя числительное, соотносить его только с одним элементом множества.

• Последнее названное числительное относить ко всему множеству в целом.

• Совершать заключительный, обобщающий круговой жест рукой

Правила отсчитывания

• Выполнив задание, рассказать, что и как делал (сказать, сколько и каких предметов отсчитал и что с ними сделала).

• Внимательно выслушать, сколько и каких предметов необходимо отсчитать и что с ними надо сделать.

• Рассказывая, называть число, предмет и его признак (согласовывать числительное, существительное и прилагательное в роде, числе и падеже)

• Повторять, сколько и каких предметов необходимо отсчитать и что с ними надо сделать.

• Важно показать детям старшего дошкольного возраста относительность словесного обозначения числа - одно и то же число (как и цифра) может быть отражено в речи с помощью разных слов.

Правила счета предметов в различном расположении.

• Считать правой рукой.

• Не пропускать ни одного предмета.

• Называть итоговое число вместе с существительным (с прилагательным, существительным и направлением счета, если это порядковый счет).

• Запомнить элемент, с которого начался счет.

• Сохранять направление счета (слева - направо, справа - налево, по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки, сверху - вниз, снизу - вверх, по наклонной).

• Не сосчитывать один и тот же элемент дважды.

В заключение следует отметить, что овладение счетом позволяет ребенку успешно социализироваться, обеспечивает его готовность к обучению в школе. И эти важные составляющие развития дошкольника зависят от соответствующего владения педагогом инструментальными аспектами обучения счету в детском саду.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Картотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5–6 летКартотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5–6 лет Картотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5-6лет. Порядковые числительные это числа, слова, обозначающие место.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт)Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Участие в окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели» среди дошкольных образовательных учреждений. ФотоотчетУчастие в окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели» среди дошкольных образовательных учреждений. Фотоотчет Людмила Рыбакова Участие в Окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели», среди дошкольных образовательных учреждений (из опыта работы).

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях
Опубликовано: 17 июля 2023 в 20:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кириллова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД