Папки-передвижки

Коррекция проявлений агрессивного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра

Мукадас Ахмадалиевна
Коррекция проявлений агрессивного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать

Мукадас Ахмадалиевна Акчабаева

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» п. Нижнесортымский Сургутский район

КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Публикация «Коррекция проявлений агрессивного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах

Аннотация: Статья посвящена проблеме проявления агрессивного поведения дошкольников, имеющим аутистические расстройства, и эффективным методам коррекции их поведения. Применение различных психокоррекционных терапевтических методов позволит значительно снизить тревожность, агрессию и самоагрессию по отношению к окружающим людям.

Ключевые слова: аутизм, аутистические расстройства, дошкольник, агрессия, самоагрессия, аутоагрессия, коррекция, поведение.

Аутистические расстройства относятся к видам психических расстройств, проявляемых в моделях поведения при общении дошкольников со сверстниками и людьми старшего возраста. Статистика показывает, что за последние десятилетия это коварное заболевание все больше распространяется.

Проблемное поведение нарушает жизнь ребенка, его социальную адаптацию в дошкольном периоде. Воспитание вызывает трудности у родителей и воспитателей, поскольку такие дети склонны к повышенной возбудимости и агрессии. Такой вид агрессии с их стороны получил название аутоагрессия. Она проявляется, начиная с общей тревожности и возбудимости ребенка, легких агрессивных реакций, и заканчивается тяжелыми истериками и различными самоповреждениями.

Замечено, что дети с расстройством аутистического спектра могут проявлять агрессию по отношению к себе и другим людям. Существуют различные способы, позволяющие предотвратить их негативное поведение [1].

Дети с подобным расстройством могут быть агрессивными по отношению к другим детям и к себе. Они могут драться, брыкаться, бросать предметы или наносить себе повреждения.

Почему они себя так ведут? У них снижена концентрация восприятия окружающего мира и коммуникативный порог. Они испытывают трудности в определении своих желаний и выражении их окружающим людям. У них повышенное чувство тревожности и общего напряжения. В целом они не обладают пониманием того, что делают по отношению к родителям, воспитателям и сверстникам.

Как правило, предшествующие обстоятельства запускают механизмы их агрессивного поведения и самоповреждения. В последствие дети с аутистическими расстройствами попадают в стрессовые для них ситуации и начинают выражать миру свои эмоции в виде агрессии разного уровня. Их поведение характеризуется как сложное, поэтому должно тщательно анализироваться с целью коррекции появлений либо недопущения ситуаций, связанных с агрессией.

Чтобы помочь таким детям справиться с самоповреждениями, применяют специализированные методы обучения детей новому поведению и навыкам.

Как справляться с агрессивным поведением этих необычных детей? [2, с. 80].

Первым делом - сохранять спокойствие. Истерики случаются у детей потому, что возникают чувства и эмоции, о которых им не получается сообщить взрослым. В результате они не могут оставаться в спокойном состоянии и бурно выражают свои эмоции. В процессе общения с детьми, имеющими такое заболевание, помогут использование коротких фраз, визуальных подсказок. Необходимо помогать детям выражать свои потребности, стараться давать им требуемое, вознаграждать, когда они правильно себя ведут. Однако, иногда невозможно справиться без профессиональной помощи. Родителям потребуется работа поведенческого аналитика с ребенком для понимания и регулирования его агрессивного поведения. Он поможет им постепенно убирать отгороженность от внешнего мира, ослабить эмоциональный фон реагирования на близких людей и окружающий мир, снизит речевые нарушения, уберет излишнюю тревожность и агрессию.

Хотя, агрессивные тенденции, как и страхи, не должны расцениваться однозначно как отрицательные. Они могут отражать разлаженность поведения ребенка, его расторможенность. Своего рода это защита детского организма от воздействий извне, угрожающих ему.

Нужно отметить, что проявления самоагрессии встречаются у детей довольно часто. Например, при изменении привычной домашней обстановки, смене воспитателя или при запрещении какого-либо действия по отношению к людям и предметам интерьера.

Это проявляется в самоизбиении (битье по губам, кусание руки и т. д.). Любые попытки отвлечь ребенка, лишь усиливают его напряжение и самоагрессию. Иногда это становится опасной обстановкой для него [3].

Как показывает опыт коррекционной работы, наиболее действенным является способ копирования поведения ребенка, когда взрослый начинает сопереживать ему и «голосит» вместе с ним. Благодаря такому отрицательному аффекту, ребенок почти всегда на время успокаивается, перестает чувствовать дискомфорт, видя, что не одному ему плохо.

В тяжелых ситуациях поведение ребенка может быть опасным, выраженным в виде протеста ко всему: он может стучать по столу, кричать, отталкивать взрослого, бросать вещи и игрушки. Во всех случаях нужна постоянная эмоциональная поддержка аутичного ребенка.

У детей может проявляться избирательная агрессия, когда они с силой трепают игрушки, словно хотят их уничтожить. А увлеченно читая книгу с взрослыми, в одиночестве могут ее рвать на мелкие кусочки. Справиться с проявлением такой агрессии бывает очень трудно. Можно попытаться переключить их внимание приятные и тонизирующие раздражители - мыльные пузыри, яркие кубики и т. д. Порой бывает достаточно одного отвлечения от негативной ситуации, и ребенок успокаивается.

По отношению к взрослым у детей бывают следующие агрессивные проявления : щипание за руку, вдавливание подбородком в плечо. Чтобы успокоить ребенка, нужно его крепко обнять, прижать к себе, покачать. Чувствуя поддержку взрослого, его агрессия заметно снижается. Используя простые формы контакта можно многого достичь в коррекции поведения детей с расстройством аутистического спектра [4].

Дети могут сильно вредить взрослым, разбрасывать вещи, разливая воду, хлопая дверями, сбрасывая игрушки с полок и т. д. Если их внимание в этот момент переключить, то можно снизить их возбуждение. А проигрывая с ними сюжетные игры с комментариями событий, можно и вовсе остановить агрессию.

Например, разливание воды представить морем, разрывание бумаги - снегом. Создавая эмоциональные образы, мы заряжаем детей на установление контакта и активность в целенаправленной деятельности.

На первом этапе работы можно дать ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Самостоятельно убрать игрушки и предметы. Общение с ребенком должно происходить негромким голосом, а иногда даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка и резких движений. Никогда не нужно настаивать на продолжительности выполнения заданий. Ребенку нужно помочь привыкнуть к обстановке и людям.

На втором этапе ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и одобрение. Родители и воспитателя должны научиться чувствовать его настроение, понимать потребности и их выражение в поведении. Т. е. тонко чувствовать психологию ребенка с аутистическими расстройствами.

Важно в процессе работы с такими детьми выявлять стимулы, на которые опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если нужно помочь развить навыки самообслуживания, то можно использовать различные яркие карточки с описанием действий, которые ребенку нужно будет сделать [5].

Большую роль приобретают игровые формы: пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочная и музыкальная терапия, игры с водой. Каждая такая игра проводится несколько раз для закрепления результата. Родители и педагоги должны быть заранее настроены на долгую и терпеливую работу с аутичными детьми - дошкольниками.

Анализируя имеющие место различные варианты агрессии, можно сказать, что они скрывают под собой факторы, с которыми тесно связаны. С другой же стороны, одни и те же причины могут порождать отличные друг от друга проявления агрессии. Но в любом случае, нужно пытаться справиться с агрессивными тенденциями в поведении детей с аутистическими расстройствами.

Нужно максимально точно определить нарушения аффективного развития ребенка и подобрать наиболее приемлемые коррекционные приемы. Специальные приемы купирования или смягчения агрессивных проявлений могут удачно сочетаться с комплексом психокоррекционных методов повышения активности дошкольников с аутическими отклонениями.

Борьба за здоровье этих детей должна быть направлена на снятия аффективного напряжения, всевозможных страхов и негативных эмоций от стрессовых ситуаций.

Коррекционную работу с агрессивными проявлениями детей-дошкольников можно считать положительной, в случае, если в их поведении уменьшается частота разрушающих спокойствие агрессивных реакций.

При более сложных формах агрессии, можно пытаться включать детей в игровой контекст.

Используя различное количество различных методик и способов коррекции аутизма, можно значительно улучшить поведение и здоровье дошкольников, имеющих отклонения в психике.

Невозможно определить, какая методика лучше, в каком случае применить тот или иной вид терапии. Считается, что наиболее подходящими методами коррекции агрессивного поведения являются арт-терапия и ABA-терапия. Данные виды коррекции помогаю ненавязчиво раскрыть семейные проблемы, вызывающие сложные психические расстройства, отражающиеся на поведении детей [6, с. 37-43].

Эти виды терапии помогают развить фантазию и абстрактное мышление детей с аутизмом. Они помогают снимать излишнее напряжение, обучать правилам поведения в социуме.

Подобные терапии учат детей взаимодействию с людьми, помогают развить навыки общения, обращения на себя внимания, высказывания просьб и т. д.

Наиболее эффективна арт-терапия – воздействие творчеством. Используя художественные приемы в виде лепки, рисования, музыкы, написания сказок, дети значительно улучшают свое психо-эмоциональное состоянияе.

Существуют разные направления арт-терапии: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, изо-терапия, музыко-терапия, танцевальнодвигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т. д. Данные виды терапевтического воздействия используются как методы самовыражения детей дошкольного возраста, способствуют высвобождению их переживаний.

Не случайно психологи применяют арт-терапию для уменьшения тревожности, развития творческого воображения, как один из мягких и безопасных видов психотерапии. Она постепенно освобождает их от негативных чувств и эмоций, снимает напряжение, развивает чувство внутреннего контроля.

Список литературы:

1. Агрессивное поведение у детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС). UPL : https://www.defectologiya.pro/zhurnal/agressivnoe_povedenie_u_detej_i_podrostkov_s_rasstrojstvom_autisticheskogo_spektra_(ras) ( дата обращения: 19.04.2023).

2. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Издательский дом «Практика», 2022. С 80.

3. Лопатина М. С. Система коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения у дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии и АВА-терапии. UPL : https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12142/2/lopatina.pdf ( дата обращения: 19.04.2023).

4. Переводова О. В. Опыт коррекционной работы по преодолению агрессивности у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС). UPL : https://www.1urok.ru/categories/20/articles/36745 ( дата обращения: 19.04.2023).

5. Портнова А. А., Сединкина Э. Е. Нарушения поведения у детей с расстройством аутистического спектра. UPL : https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-povedeniya-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra ( дата обращения: 19.04.2023).

6. Чуприкова А. П. Цунами детского аутизма. М. : «Гнозис», 2022. С. 37-43.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция проявлений агрессивного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 13:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция проявлений агрессивного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Мукадас Ахмадалиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД