Юлия Бобул
Опыт работы «Изучение и использование приемов повышающих мотивацию воспитанников к изучению английского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей в развитии у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка является развитие личности дошкольника. Чтобы сформировать мотивацию нужно, прежде всего, создать условия для появления внутренних побуждений к изучению языка, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сфер.
Публикация «Опыт работы „Изучение и использование приемов повышающих мотивацию воспитанников к изучению английского языка“» размещена в разделах
В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса дошкольников к изучению английского языка. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приёмы, в число которых входят сказки, нестандартные формы проведения занятий, необычные формы предъявления изучаемого материала.
Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях позволяет повышать эффективность учебного процесса, формировать положительную мотивацию к изучению английского языка и способствует развитию познавательной активности и самостоятельности.
В настоящее время отличным стимулом к изучению английского языка является использование информационно-коммуникационных технологий – работа с мультимедийными презентациями или демонстрация мультфильма. Это самый долгожданный момент для детей, когда они после активной деятельности могут осознанно посмотреть мультфильм и без труда понять замысел содержания. Благодаря этому приему процесс познания становится радостным, коллективным и творческим занятием. Данный метод направлен на поддержку индивидуальности и инициативы, обеспечение эмоционального благополучия и развитие коммуникативных способностей детей.
Я считаю, что наилучшим условием развития дошкольников является применение сквозного игрового метода, в котором переплетаются традиции и инновации современного дошкольного образования. В результате этого совершенствуются лингвистические навыки воспитанников, а также создается положительная установка на дальнейшее стремление к познанию.
Структура занятия строится на основе сквозного игрового метода:
1. ролевые (ситуативные) игры – ситуации общения в зависимости от выбранной темы;
2. ритмо – музыкальные игры – песни различной интонационной и мелодической направленности;
3. соревновательные игры – соревнования индивидуального и группового характера;
4. художественные (театрализованные) игры – театрализованные постановки, спектакли;
5. компьютерные игры – работа с мультимедийными презентациями, демонстрация мультфильма.
Каждая игра имеет определенную образовательную цель. Целью ролевых игр является развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В данном случае я выступаю как активный участник игры, как образец для подражания. При этом у детей не появляется языковой барьер, нет страха перед незнакомой ситуацией. Следовательно, ребенку интересно, и он с удовольствием посещает занятия английского языка.
С пяти лет у детей начинает формироваться воображение. В данном возрасте дошкольники способны составлять элементарные вопросы и давать на них ответ на английском языке. Чем больше игра наполнена сказочными историями и сюрпризными моментами, тем детям интереснее изучать язык.
В подготовительной к школе группе дети способны принимать на себя роли взрослых людей. Ролевые игры не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением его свободной деятельности, в которой, фантазируя и подражая, он раскрывает свой характер, свое понимание жизни.
Мои наблюдения показывают, что коммуникативная деятельность на занятиях очень нравится детям. На каждом занятии я провожу ролевые игры: «Интервью», «Магазин», «На кухне», где дети осуществляют диалогическое общение, при этом дети сами решают, какой вопрос они зададут, так как они уже достаточно взрослые и владеют английским языком в соответствии с программными требованиями. Это вызывает у детей огромное чувство радости и гордости за свои способности в овладении английским языком. А положительные эмоции служат основой мотивации при изучении любого материала.
В ритмо – музыкальных играх я использую песни и танцы, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической стороной речи и погружению детей в языковую среду.
Целью музыкальных игр является развитие навыков аудирования, языковой догадки.
Использование песен способствует :
1. совершенствованию навыков произношения;
2. достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации;
3. обогащению словарного запаса;
4. мотивации к дальнейшему изучению английского языка.
Ритмо-музыкальные игры незаметно для детей сменяются соревновательными играми, которые представляют собой этап закрепления изученного. Соревновательные игры для детей средней группы в детском саду приближенны к реальным жизненным ситуациям. Соревновательные игры с данной возрастной категорией я провожу коллективно, между командами или группами, так как словарный запас еще не велик, и дошкольникам трудно добиться личного успеха. Мотивационный фактор соревновательных игр заключается в непосредственной активности детей и эмоциональном настрое. В качестве соревновательных игр с данной возрастной категорией организуются такие игры, как: «Кто быстрее», «Найди цвет» и другие. При проведении соревновательных игр в средней группе я остаюсь активным участником игры. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную и познавательную активность.
В старшей группе соревновательные игры выступают как фактор коллективного успеха команды. Дети уже понимают суть победы и что нужно для этого сделать. У дошкольников этой возрастной группы в соревновательных играх на первом месте стоит элемент соревнования: Кто лучше? Кто больше знает слов на английском языке? Кто умнее?
В подготовительной к школе группе соревновательные игры направлены на мотивацию каждого отдельно взятого ребенка, а не коллектива и команды в целом.
К соревновательным играм относятся большинство игр, способствующих закреплению лексики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. На занятиях организуется работа в командах, различные соревнования как индивидуального, так и группового характера: итоговые занятия в виде конкурсов между параллельными возрастными группами детей.
В качестве развлечений я провожу занятия в нетрадиционной форме, которые сопровождаются театрализованными играми.
Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др., что позволяет дошкольникам почувствовать себя «Артистом», «Звездой». Это не может не усиливать интерес дошкольников к изучению английского языка.
В средней группе ролевые игры чаще всего выражаются в классических, элементарных театрализованных постановках: «Теремок», «Колобок», и сопровождаются одной или двумя фразами: «Hello! I am a hare. I can jump. Bye!» При этом я выступаю в роли зрителя и проговариваю некоторые эпизоды на русском языке.
В старшей группе дети чувствуют ответственность перед своей ролью. Здесь я главный герой и автор сказки, сказки читаются на английском языке. Это способствует созданию искусственной языковой среды. У детей появляется способность продемонстрировать свои творческие способности, проявить себя. Мотивирующим фактором здесь выступает «ситуация успеха».
В подготовительной группе театрализованные постановки чаще всего проводятся в виде полноценного представления. Я выступаю только в качестве зрителя или автора. Сказка проходит только на английском языке. Роль каждого ребенка сопровождается полноценным монологическим высказыванием, а также происходит общение в диалоге.
Таким образом, театрализованные игры направлены на закрепление изученного лексического и грамматического материала по определенной теме или за весь учебный год.
Отличным методом мотивации является проведение развлечений, которые, разумеется, проходят в нетрадиционной форме. Развлечение само по себе интересно и является продуктивным методом мотивации дошкольников к изучению английского языка. Поэтому ежегодно я организую с детьми такие праздники, как: «День рождения», «Новый год», ведь проведение нетрадиционных занятий также является методом мотивации, характеризующимся разнообразием, свободной формой общения и атмосферой праздника. Нет сомнений, что хорошим подспорьем «сквозному» игровому методу выступает поощрение детей небольшими подарками.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что «сквозной» игровой метод имеет эффективное воздействие на развитие интереса к изучению английского языка у ребенка. Игры в образовательной деятельности обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у детей компетенций творческой, мыслительной, познавательной деятельности.