Котенко Елена
Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»
Каждый ребёнок от рождения по-своему талантлив, задача же педагогов – создать оптимальные условия для развития этих талантов, сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной, обеспечив ему пищу для всех органов чувств.
Метод интеллект карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря к. п. н. В. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Публикация «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Цель составления интеллект-карт — собрать информацию о предмете, объекте или явлении.
Во время составления карты педагоги (родители) с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
• наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт:
• Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений
• Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»
• Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти
• Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте
• Радиантное мышление человека (возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации).
• При составлении интеллект-карты, в процессе усвоения информации, задействованы оба полушария головного мозга.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Используются цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Основная идея, проблема или слово располагаются в центре. Для изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
• Разросшиеся ветви можно заключить в контуры, чтобы они не смешивались.
• Ветви должны быть изогнутыми, не прямыми (как ветви дерева.
• Для улучшения запоминания необходимо использовать символы и иллюстрации, рисунки, ассоциации в каждом слове
Рассмотрим несколько примеров, составления интеллектуальных карт с детьми.
Интеллект-карта для малышей по теме «Лето»
Графическое изображение с помощью интеллект-карты ежедневной продуктивной деятельности детей в детском саду по теме «Овощи».
Интеллектуальная карта по теме «Фрукты»
Интеллект-карта по теме «ЗОЖ»
Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.
Данную статью можно использовать в работе с родителями в виде флаера.