Амраева Мария
Инклюзивное образование в Республике Казахстан
Курсы повышения квалификации
«Содержание образовательной среды
в условиях развития инклюзивного образования»
Статья на тему:
«Инклюзивное образование в Республике Казахстан»
Выполнил: Амраева Мария Александровна
г. Риддер, 2020 г
«Инклюзивное образование в Республике Казахстан»
Публикация «Инклюзивное образование в Республике Казахстан» размещена в разделах
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Слово «инклюзия» входит не только в практику работы дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, высших и внешкольных учебных заведений, но и в сознание широкой общественности – родителей, общественных организаций, государственных структур, представителей средств массовой информации.
Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о поиске путей развития новой школы таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении.
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. Школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности и изыскивать пути их успешного обучения.
Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Из этого вытекает очень много задач. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Нужно понять, как простому учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогики, который раньше никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью и не понимает, как устроено, допустим, восприятие незрячего или глухого ребенка - как ему учить этого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников? Когда начинаешь понимать эти противоречия, начинаешь приходить к мысли, что рождение инклюзии в системе общего образования - это не краткосрочная задача и деньги тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивной.
В нашем обществе еще существуют определенные сложности - это и стигма, дискриминация, которые, к сожалению, до сих пор подпитываются в некоторых случаях самими учителями или родителями детей без ограниченных возможностей. Это очень многосторонний процесс и в нем много сопротивлений. Поэтому нам нужно работать сообща с обществом, чтобы преодолеть стереотипы в отношении различных детей.
Если взглянуть на данные о зарегистрированном количестве детей с инвалидностью, мы увидим, что в большинстве стран Центрально-Азиатского региона это количество увеличилось за последние несколько лет. Если посмотреть в глобальном масштабе в среднем порядка 5% детей - это дети с умеренной или серьезной инвалидностью. Если мы посмотрим относительную перспективу в казахстанской ситуации - примерно 1, 3% детей до 18 лет имеют инвалидность. Причины увеличения числа детей с инвалидностью в Казахстане; - инвалидность уже не становится клеймом, люди больше готовы сообщить и зарегистрировать своих детей с инвалидностью. Кроме этого, это может быть связано с более хорошим скринингом после рождения ребенка, то есть то, что обнаруживается на раннем возрасте. Возможно, это связано с изменением определения инвалидности, - переход от исключительно медицинского к социальной инклюзивной модели инвалидности в некотором плане также приводит к увеличению количество детей, которые определяются как люди с инвалидностью, которые живут с инвалидностью, - с другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования.
Детская инвалидность в Казахстане С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. Наибольшее количество детей-инвалидов проживает на территориях социально и экологически неблагополучных. Рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и сельских поселениях дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Безусловно, играет негативную роль и то, что география создания образовательных учреждений не всегда соблюдается.
Многие дети - инвалиды в настоящее время имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, о продвижении и развития инклюзивного образования. Понятие и значение инклюзивного образования Инклюзивные подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Обоснование необходимости инклюзивного образования :
* обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
* анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;
* анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Ключевые принципы инклюзивного образования :
* дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
* программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду.
Инклюзивное образование в Казахстане
В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования в Республике Казахстан все дети с ограниченными возможностями должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Внутреннее психолого-медико-педагогическое сопровождение в рамках инклюзивного образования осуществляется специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник).
В частности, для обучения детей с нарушениями зрения необходима подготовка и наличие таких специалистов, как: тифлопедагогов, дефектологов, психологов, врачей и медсестер. При этом эксперты считают, что для инклюзивного обучения детей начальных классов с 1 по 4 класс необходимо, чтобы преподаватели имели базовое полное высшее образование по специальности дефектология, а учителя старших классов должны пройти специальные коррекционные курсы по изучению особенностей инклюзивного образования.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные.
Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В 2009 году неправительственными организациями республики была проведена Акция «Инклюзивному образованию – ДА!» для привлечения внимания к проблеме нарушения прав детей в доступе к общему образованию. В результате были выделены средства из местного бюджета, для продолжения пилотной программы по обучению детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях г. Астаны и включению дополнительных экспериментальных школ в поддержку государственной программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 гг. и «Закона об образовании» на 2005-2011 г. C 2011 по настоящее время в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование : международная практика и пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане.
Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно, – говорит директор департамента среднего образования Министерства образования и науки Нургали Аршабеков. – Нужно делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати, один из опросов показал : более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.