Светлана Геннадьевна Куличева
Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Статья на тему: «инклюзивное образование : особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Аннотация. Рассмотрены основные подходы к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста, разведены понятия инклюзии и интеграции, приведена типология детей дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями.
Публикация «Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: инклюзия; интеграция; ограниченные возможности здоровья; дети дошкольного возраста; дошкольные образовательные учреждения
Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Это связано с переосмыслением общества и состояния его отношения к людям с ограниченными возможностями, с признанием не только их равных прав, но и с осознанием обществом своей ответственности по предоставлению этим людям равных возможностей для всех в различных сферах жизни, в том числе образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование основано на идеологии, исключающей любую дискриминацию в отношении детей, которая гарантирует равное обращение для всех людей, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Количество детей с физическими и умственными недостатками увеличивается с каждым годом, поэтому актуален вопрос инклюзивного образования.
Как известно, современная система специального образования меняется. Эти изменения направлены на работу с детьми с особыми образовательными потребностями по разным направлениям. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально разработаны и используются на протяжении многих десятилетий, например, система специального образования и воспитания детей с ограниченными возможностями в различных учреждениях I-VIII типов.
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей в группе.
Принцип поддержки самостоятельной деятельности ребенка. Важным условием успеха инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной деятельности ребенка.
Принцип активного включения всех участников в образовательный процесс предполагает создание условий для взаимопонимания и принятия с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного междисциплинарного подхода к определению и развитию методов и средств обучения и обучения.
Принцип вариативности в организации учебно-воспитательного процесса. Включение детей с различными отклонениями в развитии в инклюзивную группу предполагает наличие изменчивой среды развития, то есть необходимых развивающих и дидактических средств, учебных пособий, без барьерной среды, изменчивой методологической основы обучения и образования и способности учителя к обучению, использовать разнообразные общепринятые методы и средства работы и специальную педагогику.
Принцип партнерства с семьей. Усилия воспитателей будут эффективными только в том случае, если они поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может измениться с включением новых структурных подразделений, специалистов, методик и инструментов развития. [5]
Основной задачей дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики является обеспечение условий для совместного обучения и воспитания детей с разных стартовых позиций.
Инклюзивное образование основано на изучении потребностей ребенка; характер и размер помощи для развития и достижения успешных образовательных результатов; создавать условия для удовлетворения их особых образовательных потребностей. В инклюзивном образовании есть ресурсы, направленные на продвижение равенства между учащимися и их участие во всех аспектах коллективной жизни, развитие коммуникативных навыков детей, общение, которое современные исследователи считают «самым слабым звеном» в «жизни» субъектов», определяют общительность как индивидуальную черту личности, и коммуникативные навыки теряют независимость» [4].
В рамках российской системы образования реализуются следующие формы инклюзивного образования дошкольников :
1. Компенсаторное дошкольное образовательное учреждение, в котором обучаются дети с определенной формой дисонтогенеза. В этих учреждениях организована специальная предметная развивающая среда с учетом образовательных потребностей определенной категории детей.
2. Детские сады комбинированного вида. В таких детских садах воспитываются дети с различными особыми образовательными потребностями, а также дети, не отклоняющиеся от возрастной нормы. Кроме того, в этом типе образовательного учреждения также используется специальная развивающая среда, учитывающая образовательные потребности конкретной категории детей.
3. Детские сады, на базе которых реализуются дополнительные службы: лекотека, службы ранней помощи, консультативный пункт.
4. Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Поскольку концепция инклюзии освещена только в последней редакции Закона об образовании Российской Федерации, система инклюзивного образования в нашей стране находится только на ранних стадиях своего развития и требует разработки не только целостной нормативной системы, но и также методологической основы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3.
2. Исаков А. Ю. Правовые основы развития образовательной интеграции в Российской Федерации // Нормативные документы образовательного учреждения. 2009. № 11.
3. Коркунов В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе : от теоретических моделей к практической реализации : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.
4. Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой // Специальное образование. 2006. № 9.
5. Малофеев Н. Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации // Специальное образование : традиции и инновации : материалы 2-й Междунар. науч. -практ. конф. (Минск, 8-9 апр. 2010 г.). / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2010.
6. Прочухаева М. М., Бородин М. В. Инклюзивный детский сад. М., 2009.