Получи документы

Имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР

Елизавета Соболева
Имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР

ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Аннотация: в статье рассмотрена арт-терапевтическая технология имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР. Выделены особенности детей с ЗПР, а также особенности работы с детьми данной категорией с применением имаготерапии, ее влияние на развитие.

Ключевые слова: арт-терапия, имаготерапия, дети школьного возраста, ЗПР.

IMAGOTHERAPY IN WORKING WITH SCHOOL -AGE CHILDREN WITH ZPR

Summary: The article discusses art therapy technology Imagotherapy in working with school-age children with ZPR. Features of children with ZPR are highlighted, as well as features of working with children in this category using imagotherapy, its impact on development.

Key words: art therapy, imagotherapy, school children, ZPR.

Многие методы арт-терапии уже давно используются для работы с детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Эти дети могут испытывать трудности с пониманием заданий, проявлять тревогу или протестную реакцию при попытке обработать новый материал. Этим детям трудно выразить словами то, что с ними происходит, поскольку у них недостаточно развиты навыки саморефлексии. У многих из них формируется негативная Я-концепция, которую можно изменить, используя богатые ресурсы арт-технологий [3].

Современная привлекательность метода арт-терапии объясняется тем, что арт-терапия с использованием «языка» наглядно-пластической выразительности является незаменимым инструментом в работе с детьми школьного возраста с ЗПР в тех случаях, когда дети не могут выразить свое эмоциональное состояние словами.

По мнению С. Г. Рыбаковой, основная цель арт-терапии в работе с младшими школьниками – согласовать развитие их личности с формированием самовыражения и самопознания. Как отметил автор, использование технологий арт-терапии позволяет психологу помочь детям восстановить эмоциональный потенциал и устранить имеющиеся нарушения в эмоциональной сфере [4].

С. Г. Рыбакова [6] считает, что процесс художественного самовыражения напрямую связан с улучшением психического здоровья детей и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор. Используя методы арт-терапии, психологи могут помочь детям справиться с проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить нарушения поведения и способствовать интеллектуальному развитию.

Л. Д. Лебедева [5] утверждает, что понятие «арт-терапия» в настоящее время имеет различные значения, включая совокупность художественных форм, используемых для лечения и коррекции, набор арт-терапевтических техник, направление психотерапевтической и психокоррекционной практики.

Особое место в арт-терапии занимает имаготерапия (образ). Она основана на драматизации психотерапевтического процесса. Имаготерапия основана на единстве личности и образа.

Термин «имагоерапия» был введен И. Е. Вольпертом в 1966 г. и описывает психотерапевтический метод, в котором люди обучаются воспроизводить определенные характерные образы в терапевтических целях. Его основой является драматизация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).

Виды имагоерапии:

Куклотерапия - основана на перевоплощении ребенка в образ любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Сказкотерапия - основана на притягательности для детей сказок, как вида произведений.

Психодрама - импровизация под руководством педагога вместо разыгрывания готовых ролей.

Задачи имаготерапии:

- укрепление и совершенствование эмоциональных ресурсов и коммуникативных навыков;

- развитие способности адекватно реагировать на неблагоприятные ситуации и играть определенную роль в развитии событий, принимая соответствующие образы и тем самым «избавляясь» от деформированного образа «я»;

- развитие способности творчески воспроизводить специально созданные «терапевтические» образы;

- тренировка способности мобилизовать жизненный опыт в соответствующие моменты; развитие спонтанных качеств и саморегуляции;

- развитие определенного творческого интереса к процессу имаготерапии, тем самым обогащая жизнь новым содержанием.

Занятия делятся на индивидуальные и групповые. Группы, соответствующие возрасту и развитию ребенка, помогают ему раскрыться, общаться и справляться с внутренней агрессией, низкой самооценкой и фобиями. Реабилитация проходит более эффективно, если в процесс обучения вовлечены и родители [1].

Имаготерапия - простой и эффективный способ помочь детям с ЗПР наладить контакт со сверстниками, найти общий язык с окружающими и полноценно участвовать в обычной повседневной жизни.

Данный вид терапии способствует развитию многих компонентов личности: обогащению эмоциональной сферы, развитию коммуникативных навыков, развитию способности наиболее адекватно справляться с неблагоприятными ситуациями, возникающими в жизни, развитию умения играть свою роль в потоке событий. Развивает волевые качества. Поскольку детям с ЗПР необходимо запоминать и осмысливать информацию, им требуется освоить в несколько раз больше навыков, чем нормально развивающимся детям, использование имаготерапии помогает разнообразить коррекционные занятия и сделать процесс обучения на занятиях более эффективным и интересным [2].

Основная цель использования имаготерапии - не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.

Занятия театрализованной деятельностью детей с ЗПР дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Таким образом, основными целями имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста с ЗПР являются установление эмоционального контакта между детьми и взрослыми, преодоление негативных эмоциональных переживаний и освобождение от них, предоставление возможности детям через катарсис свободно выражать и вербализовать свои чувства и эмоции, снижение страхов и тревожности и стимуляция детей к поиску новых форм поведения с окружающими. Следовательно, задачами имаготерапии в работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР являются обеспечение психологического комфорта детей, укрепление их собственного Эго, развитие чувства самоценности и способности эмоциональной саморегуляции, восстановление доверия к взрослым и сверстникам и профилактика поведенческих отклонений.

Литература

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М. : Деловая книга, 2016. – 143 с.

2. Вальдерс Одриосола М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии. – М. : Гном и Д, 2014. – 165 с.

3. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. – М. : Педагогика, 2015. – 354 с.

4. Королева А. А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. // Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 46.

5. Лебедева Л. Д. Практика арт -терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб: Речь, 2003. – 256 с.

6. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С. Г. Рыбакова. – СПб: Речь, 2007. - 139 с.

1. Burno M.E. Therapy of creative self–expression. – M.: Business book, 2016. - 143 p.

2. Walders Odriosola M.S. Formation of the emotional-volitional sphere in schoolchildren with developmental problems by means of art therapy. - M.: Gnom and D, 2014. – 165 p.

3. Vlasova T.A. Children with mental retardation. – M.: Pedagogy, 2015. – 354 p.

4. Koroleva A.A. The use of creative methods of art therapy in the correctional and developmental work of a psychologist with children of primary school age with mental retardation. // Special education. - 2009. - No. 3. - p. 46.

5. Lebedeva L.D. The practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of classes / L.D. Lebedeva. - St. Petersburg: Speech, 2003. – 256 p.

6. Rybakova S.G. Art therapy for children with ZPR / S.G. Rybakova. – St. Petersburg: Speech, 2007. - 139 p.

Публикации по теме:

Беседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возрастаБеседа «Дворовые игры с мячом» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Материал может быть полезен воспитателям и родителям детей. После рассказа о правилах игры можно поиграть с детьми в эту игру с мячом.

Фотоотчет о мероприятии по правилам дорожного движения с детьми младшего школьного возрастаФотоотчет о мероприятии по правилам дорожного движения с детьми младшего школьного возраста Летние каникулы — самая желанная пора для детворы, каждый ребёнок ждёт их с нетерпением в предвкушении интересного отдыха, весёлых развлечений.

Фотоотчет «Открытки в технике Орнаре Прикинг» с детьми младшего школьного возрастаФотоотчет «Открытки в технике Орнаре Прикинг» с детьми младшего школьного возраста Ура! Лето, каникулы! Можно отдохнуть и ничего не делать! Но, это не про нас! Мы с ребятами пришкольного лагеря, решили освоить технику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 11:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Соболева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 сентября. Единый день световозвращателя. Передвижка «Засветись!»

 Сегодняшний праздник посвящен снижению травматизма на дорогах, которого можно добиться благодаря ношению светоотражающих элементов. Маленький значок-фликер может спасти жизнь пешехода, сделав его...

10 сентября. День осенней одежды. Передвижка

Наступила долгожданнаяосенняя пора — еще не зима, но уже и не лето. Осенью погода очень переменчива: утром — холодно, а днем может быть жарко. Как одеть ребенка в детский сад и что из одежды дать ему с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД