Елизавета Соболева
Имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Аннотация: в статье рассмотрена арт-терапевтическая технология имаготерапия в работе с детьми школьного возраста с ЗПР. Выделены особенности детей с ЗПР, а также особенности работы с детьми данной категорией с применением имаготерапии, ее влияние на развитие.
Ключевые слова: арт-терапия, имаготерапия, дети школьного возраста, ЗПР.
IMAGOTHERAPY IN WORKING WITH SCHOOL -AGE CHILDREN WITH ZPR
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Summary : The article discusses art therapy technology Imagotherapy in working with school-age children with ZPR. Features of children with ZPR are highlighted, as well as features of working with children in this category using imagotherapy, its impact on development.
Key words : art therapy, imagotherapy, school children, ZPR.
Многие методы арт-терапии уже давно используются для работы с детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Эти дети могут испытывать трудности с пониманием заданий, проявлять тревогу или протестную реакцию при попытке обработать новый материал. Этим детям трудно выразить словами то, что с ними происходит, поскольку у них недостаточно развиты навыки саморефлексии. У многих из них формируется негативная Я-концепция, которую можно изменить, используя богатые ресурсы арт-технологий [3].
Современная привлекательность метода арт-терапии объясняется тем, что арт-терапия с использованием «языка» наглядно-пластической выразительности является незаменимым инструментом в работе с детьми школьного возраста с ЗПР в тех случаях, когда дети не могут выразить свое эмоциональное состояние словами.
По мнению С. Г. Рыбаковой, основная цель арт-терапии в работе с младшими школьниками – согласовать развитие их личности с формированием самовыражения и самопознания. Как отметил автор, использование технологий арт-терапии позволяет психологу помочь детям восстановить эмоциональный потенциал и устранить имеющиеся нарушения в эмоциональной сфере [4].
С. Г. Рыбакова [6] считает, что процесс художественного самовыражения напрямую связан с улучшением психического здоровья детей и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор. Используя методы арт-терапии, психологи могут помочь детям справиться с проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить нарушения поведения и способствовать интеллектуальному развитию.
Л. Д. Лебедева [5] утверждает, что понятие «арт-терапия» в настоящее время имеет различные значения, включая совокупность художественных форм, используемых для лечения и коррекции, набор арт-терапевтических техник, направление психотерапевтической и психокоррекционной практики.
Особое место в арт-терапии занимает имаготерапия (образ). Она основана на драматизации психотерапевтического процесса. Имаготерапия основана на единстве личности и образа.
Термин «имагоерапия» был введен И. Е. Вольпертом в 1966 г. и описывает психотерапевтический метод, в котором люди обучаются воспроизводить определенные характерные образы в терапевтических целях. Его основой является драматизация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).
Виды имагоерапии :
Куклотерапия - основана на перевоплощении ребенка в образ любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Сказкотерапия - основана на притягательности для детей сказок, как вида произведений.
Психодрама - импровизация под руководством педагога вместо разыгрывания готовых ролей.
Задачи имаготерапии :
- укрепление и совершенствование эмоциональных ресурсов и коммуникативных навыков;
- развитие способности адекватно реагировать на неблагоприятные ситуации и играть определенную роль в развитии событий, принимая соответствующие образы и тем самым «избавляясь» от деформированного образа «я»;
- развитие способности творчески воспроизводить специально созданные «терапевтические» образы;
- тренировка способности мобилизовать жизненный опыт в соответствующие моменты; развитие спонтанных качеств и саморегуляции;
- развитие определенного творческого интереса к процессу имаготерапии, тем самым обогащая жизнь новым содержанием.
Занятия делятся на индивидуальные и групповые. Группы, соответствующие возрасту и развитию ребенка, помогают ему раскрыться, общаться и справляться с внутренней агрессией, низкой самооценкой и фобиями. Реабилитация проходит более эффективно, если в процесс обучения вовлечены и родители [1].
Имаготерапия - простой и эффективный способ помочь детям с ЗПР наладить контакт со сверстниками, найти общий язык с окружающими и полноценно участвовать в обычной повседневной жизни.
Данный вид терапии способствует развитию многих компонентов личности: обогащению эмоциональной сферы, развитию коммуникативных навыков, развитию способности наиболее адекватно справляться с неблагоприятными ситуациями, возникающими в жизни, развитию умения играть свою роль в потоке событий. Развивает волевые качества. Поскольку детям с ЗПР необходимо запоминать и осмысливать информацию, им требуется освоить в несколько раз больше навыков, чем нормально развивающимся детям, использование имаготерапии помогает разнообразить коррекционные занятия и сделать процесс обучения на занятиях более эффективным и интересным [2].
Основная цель использования имаготерапии - не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.
Занятия театрализованной деятельностью детей с ЗПР дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.
Таким образом, основными целями имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста с ЗПР являются установление эмоционального контакта между детьми и взрослыми, преодоление негативных эмоциональных переживаний и освобождение от них, предоставление возможности детям через катарсис свободно выражать и вербализовать свои чувства и эмоции, снижение страхов и тревожности и стимуляция детей к поиску новых форм поведения с окружающими. Следовательно, задачами имаготерапии в работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР являются обеспечение психологического комфорта детей, укрепление их собственного Эго, развитие чувства самоценности и способности эмоциональной саморегуляции, восстановление доверия к взрослым и сверстникам и профилактика поведенческих отклонений.
Литература
1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М. : Деловая книга, 2016. – 143 с.
2. Вальдерс Одриосола М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии. – М. : Гном и Д, 2014. – 165 с.
3. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. – М. : Педагогика, 2015. – 354 с.
4. Королева А. А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. // Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 46.
5. Лебедева Л. Д. Практика арт -терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб: Речь, 2003. – 256 с.
6. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С. Г. Рыбакова. – СПб: Речь, 2007. - 139 с.
1. Burno M.E. Therapy of creative self–expression. – M. : Business book, 2016. - 143 p.
2. Walders Odriosola M.S. Formation of the emotional-volitional sphere in schoolchildren with developmental problems by means of art therapy. - M. : Gnom and D, 2014. – 165 p.
3. Vlasova T.A. Children with mental retardation. – M. : Pedagogy, 2015. – 354 p.
4. Koroleva A.A. The use of creative methods of art therapy in the correctional and developmental work of a psychologist with children of primary school age with mental retardation. // Special education. - 2009. - No. 3. - p. 46.
5. Lebedeva L.D. The practice of art therapy : approaches, diagnostics, system of classes / L.D. Lebedeva. - St. Petersburg : Speech, 2003. – 256 p.
6. Rybakova S.G. Art therapy for children with ZPR / S.G. Rybakova. – St. Petersburg : Speech, 2007. - 139 p.