Бакланова Екатерина
Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга
Статья по образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»
на тему : «Формирование культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе»
Автор: воспитатель 1младшей группы ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга, Бакланова Екатерина Николаевна
Публикация «Консультация на тему „Формирование культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В детском саду оно проводится как индивидуально, так и группами.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Ставя перед собой задачу воспитать у ребенка культурно-гигиенические навыки, необходимо:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Как любой познавательный процесс у детей, воспитание культурно-гигиенических навыков проходит гораздо эффективнее, если добавить в него элементы игры.
Так, дети младшего дошкольного возраста любят кого–нибудь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков самообслуживания и личной гигиены можно использовать, например, игрушку мишку. Добродушный, медлительный персонаж очень подходит для этой роли. Его постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).
То он приходит к детям и говорит, что разучился мыть руки, то не хочет руки вытирать. В следующий раз не знает, зачем ему нужен платочек, не умеет его складывать, чихает в лапку. Не знает, для чего нужна расчёска, а во время одевания на прогулку или после сна забывает, что нужно одеть сначала носки, а он сразу обувается.
Дети с радостью учат мишку, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки.
Воспитатель вместе с детьми объясняют мишке, как нужно мыть руки и одеваться. Вместе с мишкой составляют план-аппликацию (вырезают и приклеивают предметы одежды). В следующий раз мишка может прийти радостный и сказать, что он всему научился, но опять ошибается и дети его снова учат.
В другой ситуации, например, играя с куклой, у детей формируются навыки по сервировке стола и последовательности раздевания и одевания на прогулку: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться с прогулки», «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу кашей».
Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов дает детям представление о том, как отличить «чистюлю» от «грязнули», и помогает формированию элементарных представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Все дети хотят быть аккуратными, заботиться о своей одежде и пользоваться расческой.
Полноценная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания невозможна без участия родителей, поэтому в домашних условиях важно закреплять полученные малышом знания и навыки.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ для успешной реализации поставленных задач:
- дидактические пособия, картотеки пальчиковых, подвижных игр;
- настольные игры «Оденем кукол», «Вкладыши»;
- сюжетные, предметные картинки по теме: «Одежда», «Посуда», «Режимные моменты», «Личная гигиена» и др. ;- Набор детской посуды, куклы, утюги, ванночки, мыльницы, набор одежды для кукол, атрибуты для ряжения, кроватки с постельными принадлежностями и т. д. ;
- Художественная литература: «Вежливые слова», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Послушные зверята», «Маша - растеряша», «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка», различные потешки;
- Игры на развитие мелкой моторики: шнуровка, липучки, пуговки, молнии, кнопки.
Формы работы с родителями :
- Родительское собрание на тему «Воспитание навыков самообслуживания детей»;
- Выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша-растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка чумазая», потешки «Водичка», «Колыбельные», «Ладушки, ладошки», «Расти коса».
- Индивидуальные консультации и рекомендации для родителей по воспитанию КГН и навыков самообслуживания детей дома;
- Оформление уголка для родителей: «Как одевать ребенка на улицу», «Одежда для детского сада», «Роль семьи в воспитании ребенка», памятка для родителей «Схема последовательности одевания детей», «Здоровый образ жизни семьи», «Режим дня».
- Фоторепортаж для родителей «Как мы проводим время в нашей группе».
На основании проделанной работы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:
- Создание предметно-развивающей среды способствует развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей;
- Систематическое использование игр и упражнений на формирование КГН и навыков самообслуживания способствует самостоятельности;
- Взаимодействие педагогов и родителей способствует повышению интереса родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию КГН и навыков самообслуживания у малышей.
Список используемой литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют.
3. Глебова С. В. Детский сад. Семья.
4. Година Г. Н., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.
5. Голицына Н. С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня.
6. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей.