Ольга Ивановна Суховеева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет и не может быть полноценного развития
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. "
В. А. Сухомлинский
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
В настоящее время дошкольное образование во главе ставит идею во всесторонне- гармоничном развитии ребёнка. А что как не игра формирует все навыки? В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, и учится управлять собой, соблюдая правила игры, и происходит нравственное становление личности.
Да, огромная роль в развитии воспитания ребёнка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она возникла по его потребности. В игре активно формируется психика ребёнка, подготавливается переход на новую возрастную ступень, даёт возможность осуществлять любые ролевые функции, одновременно переживать ощущения своей свободы и эмоционального комфорта. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Необходимо подчеркнуть, что игра для воспитания ребёнка должна быть обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо оторвавшись от урока, она становится пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовать ребёнка.
Игру можно представить, как реку, одним берегом которой является забава, другим берегом нравственность.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств. Именно в этом возрасте у ребё нка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственные переживания, которые могут повлиять на характер человека и его дальнейшую жизнь.
Малыши охотно играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении получают определённые эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребёнка.
Но на самом деле этого не происходит: мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям.
У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли или перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, безразличие, опустошённость.
Эти проблемы побудили меня поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию и условий, при которых формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.
Поэтому я стала работать над темой "Духовно-нравственное воспитание через игровую деятельность".
Диагностика индивидуального развития.
Проанализировав данную ситуацию, я поставила перед собой цель-создание благоприятных условий для духовно-нравственного развития дошкольников, а также ряд задач, которые соответствуют задачам Типовой образовательной программы дошкольного образования "Растим личность".
Руководствуясь данной программы два раза в год (в начале и в конце, я проводила диагностику индивидуального развития детей своей группы путём устного опроса, познавательных бесед, наблюдений за детьми. В ходе такой диагностики мною был выявлен процент детей с достаточным уровнем умение и знаний по данной теме и сколько ещё требует корректирующей работы, которую я осуществляю в индивидуальной работе, на занятиях, в играх и других режимных моментах.
Цели и задачи работы.
В ходе своей работы я определила цели и задачи работы, а именно, цель- создать условия для формирования в детях: доброты, заботы, отзывчивости, стремление оказать помощь, культуру поведения через игровую деятельность.
Игра же может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
- правильная организация руководства игрой;
- правильно сформулированная мотивация;
-многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств у дошкольников, их привлекательность;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка и его интересов.
Данная цель требовала решение следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
2. Классификация игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.
3. Создание развивающие предметно-пространственной среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания детей.
5. Повысить личную компетентность в данном вопросе.
6. Формирование нравственных качеств личности дошкольников таких как : доброта, сострадание, внимание, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
7. Трансляция своих знаний (участие в консультациях, родительских собраниях, педсоветах).
Теоретическая база опыта.
"Область педагогика-практика, а не теория, не обучение, а нравственное улучшение"- так ещё во втором веке формировал цель педагогической деятельности великий учитель Церкви Климент Александровский в своём сочинении "Педагог".
Именно, поэтому я в своей работе использую труды современных педагогов-практиков.
Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребёнка-это духовно-ориентированная педагогика.
Найти верный путь в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мне помогли работы : - - - -Мухиной В. Я., Спиваковской А. С "Игра и нравственное развитие дошкольников".
- Акимовой Л. Е. "Расту, играю, развиваюсь".
- Губановой Н. Ф. "Развитие игровой деятельности".
- Статьи Смирновой Е. Н. "Особенности игры и психического развития".
- Игровая деятельность// Дошкольное воспитание 2003 г. номер пять, с. 57.
Большим вспомогательным материалом стали работы:
- Эльконина Д. Б. "Психология игры".
- Запорожца А. В. "Игра и развитие ребёнка".
- Выгодского Л. С. "Игра и её роль в психическом развитии ребёнка".
- Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду".
Технология опыта. Система конкретных педагогических средств, содержание, методы и приёмы воспитания и обучения.
Работу по нравственному воспитанию детей через игровую деятельность я начала с создания материальной базы в группе: куплены и сделаны своими руками детские игры и игрушки, различные дидактические пособия, оформлена педагогическая копилка "Речевые и подвижные игры" для работы с детьми.
Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную организованно-образовательную деятельность дошкольников.
Включала детей в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, дидактические и подвижные игры.
Использовала в работе с детьми игровые ситуации, которые способствовали воспитанию культуры поведения, ласковой вежливой речи, доброжелательному общению друг с другом, а также игры разной направленности: занимательные игры, ролевые, театрализованные. Такие игры позволяют ребёнку выбирать необходимые игрушки, товарищей по игре.
Ну, например, игра на сплочение коллектива " Что я хочу получить от сегодняшнего дня?"; игры на снятие напряжения, тревоги, дискомфорта "Улыбка", "Приветливое слово"; игры, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы.
А также провожу дидактические игры "Я знаю вежливые слова"; "Ласковое прикосновение"; "Дерево добра"; "Как мы помогаем друг другу"; "Что такое хорошо и что такое плохо?"; "Оцени поступок" и другие.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что многие дети не умеют комуницировать в играх друг с другом и нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками.
А так как игра-ведущий вид деятельности дошкольников, она играет ведущую роль в формировании положительных морально-нравственных качеств личности ребёнка.
Таким образом, ребёнок, воспитанный в чрезмерной любви и заботе взрослых, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить доброжелательность, внимания и заботу к другим. Вина его равнодушия, нежелание считаться с мнением других, ложится ложиться на нас взрослых. Это мы, родители и педагоги не сумели достучаться до сердца ребёнка и зародить в нём доброту и любовь. Не всегда соблюдаем правила организации игры, не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать чёрствого, равнодушного человека, а можно-прекрасного, доброго, востребованного обществу.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что каждый из них играл только своей игрушкой и для совместной игры ребята не объединились. Некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось поиграть с маленькими мишками, другие же только с самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого я использовала следующий приёмы. Например: Максим возит грузовую машинку, а Алан начал строить что-то из строительного материала. Предлагаю Максиму подвозить Алану детали, помочь. И чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю в помощь к нему ещё двоих мальчиков. Игра обретает новый характер в ней уже участвует группа детей. В конце игры обращаю внимание ребят на то, какую хорошую дорогу к ферме животных они построили. А в это время на ферме девочки расселяли домашних животных и учились правильно за ними ухаживать, кормить.
Вот так и зарождались морально-нравственные качества детей в игре: доброта, забота, сопереживание и взаимопомощь.
Одним из основных средств по духовно-нравственному воспитанию является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка.
В своей работе я использовала следующие формы работы с детьми:
- игры;
- чтение художественной литературы;
- праздники, развлечения;
- выставки детских работ;
- театрализованная деятельность;
- организованная образовательная деятельность;
- оформление газеты "Любимая игрушка малыша";
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды детей познавательным и развивающим материалом и пособиями.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе очень разнообразна и находит отражение в моей работе. В ней есть такие уголки, как "Больница"; "Дочки-матери"; "Кухня"; "Магазин", я приучаю играть детей в такие игры, примерять на себя на себя различных роли, где дети учатся чувству общности, способности выстраивать диалог, умение договариваться, использовать в речи волшебные слова и вежливые фразы "Здравствуйте", Проходите пожалуйста", "Благодарю", "Как ваше самочувствие".
Также нашу развивающую среду пополняет театральный уголок, в котором находятся и настольный театр, и куклы Би-Ба-Бо. Дети с удовольствием смотрят театры на духовно-нравственные темы, сами любят показывать театры "Капризка", "Петушок и бобовое зёрнышко". Такие представления упражняют ребят в нравственных поступках, ставят их в ситуации морального выбора (как правильно поступить, умение оценить поступки других героев, сравнить со своим поведением).
Также есть "Книжный уголок", где мы знакомим ребят с книгами. Ребята очень много времени проводят с книгами, рассматривают иллюстрации, учатся пересказывать сказки про добро и зло, хитрость и коварство. Из книг ребята узнают как зверюшки помогают друг другу, заботятся. Мы в свою очередь прививаем любовь к книгам, бережному отношению к ним. Учим детей узнавать книги по обложкам.
В уголке "Дочки-матери" дети учатся помогать друг другу, проявлять заботу, то есть умение пригласить на чай, благодарить. Папы (мальчики) помогают маме (девочке) вести коляску с продуктами, починить печку.
Также есть игрушки, которые были сделаны своими руками, такие как: ферма, лэпбук, бизиборд. Они также несут в себе духовно-нравственную направленность, то есть учат детей коммуницировать друг с другом, способности понимать другого, сравнивать себя с другими. Ну например, игра "Ферма", где дети учатся ухаживать за домашними животными, заботиться о них, кормить, поить.
Лэпбук представляет собой ряд дидактических игр, в которых дети учатся уступать друг другу, помогать в решении задач.
Бизиборд- с виду незамысловатая и нестандартная игрушка, но на самом деле простое и интересное развлечение для детей. Она представляет собой стенд, на котором располагается множество предметов интересующих ребят: замки, ключи, шпингалеты, счёты, колёсики, циферблаты. Многие из этих предметов окружают малыша в быту и вызывают его интерес. Наши ребята любят играть в нём группами, там они учатся умению договориться (помочь подобрать ключ к замку, учатся уступать, преодолевать сиюминутное желание, умение поступиться собственными интересами в пользу других. Дети получают удовольствие, что поступили правильно и в дальнейшем такое поведение становится постепенно привычным.
Форма работы с родителями.
(Всегда приятно видеть как вместе с детьми учатся и познают что-то новое их родители)
Важно, что родители моих воспитанников подключились к образовательному процессу и стали активными его участниками.
Для них я проводила следующие формы работы:
- родительские собрания "Игра не забава";
- консультации "Как играют мальчики и девочки" (гендерное воспитание, "Избавляемся от агрессии с помощью игры";
- семинары-практикумы "Игровой уголок ребёнка", "С какими игрушками играют наши дети";
- тематические беседы "Дети и взрослые в мире современных игрушек" "О нравственных качествах игры";
- совместные досуги, праздники;
выпуск родительской газеты "Игрушка в жизни ребёнка";
показ видео фрагментов "Игра в детском саду";
- просвещение родителей по духовно-нравственному воспитанию детей через Telegram-канал, где размещали мы информацию по данной теме в играх, занятиях с детьми, праздниках, выставках детских работ.
Методы и приё мы:
Распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей проходило через: педсоветы, семинары-практикумы, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, республиканских конкурсов "Город мастеров", "Инновационная Находка", "Воспитатель года", публикациях на сайте "Золотые страницы".
Анализ результативности.
Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения Типовой образовательной программы дошкольного образования "Растим личность" по данной теме. Диагностические срезы первой младшей группы показали, что высокий уровень составил 33%, а средний уровень 56%, а низкий 11%, результаты мониторинга второй младшей группы показали, что высокий уровень составил 66%, средний уровень 34%. Проводимая работа по формированию положительных качеств личности детей через игровую деятельность, через приобщение их к истокам национальной культуры дополняет и расширяет кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей их родителей.
У родителей отмечается стойкий эмоциональный интерес к воспитанию их детей. Это заметно потому, как родители стали относиться к игре ребенка, которая стала не просто развлечением их детей, а в формате нравственного урока. Заметно и потому, что приоритетами родителей в чтении художественной литературы стали произведения, несущие воспитательное значение, такие как "Упрямые козы" обр. Ш. Сагдуллы; "Кот, петух и лиса" обр. М. Боголюбской; "Гуси-лебеди"; "Волк и козлята" в обр. А. Н. Толстого; "Два жадных медвежонка"; "Храбрец-молодец"; "У солнышка в гостях".
Вывод:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игры, игрушки, художественная литература. Современный ребёнок живёт в современном мире, где всё чаще традиционные народные игрушки (медведи, чебурашки, пупсы, матрёшки.) вытесняют современные игрушки: сенсорно-агрессивные, безнравственные, начиная с Покемонов, Монстров, кукол Ченимэ (мёртвые куклы, а также Хаги-Ваги, Кисси-Мисси и другие. Некоторые родители не подозревая и не понимая опасности таких игрушек, покупают их своим детям. Такие игрушки таят в себе стремления к злу, насилию, ненависти, а не стремление к позитивным ценностям и духовным образцам.
Игрушки для ребёнка должны быть источником радости мотивации для игры. Они должны создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. К сожалению не всё это ещё понимают. Но каждодневная работа, от простого к сложному, от малого к большему даёт всё же свои положительные результаты. Я рада, что причастна к процессу этой порой нелёгкой каждодневной, но такой необходимой работы: стремлению к лучшему, светлому, доброму. Как сказал В. А. Сухомлинский: "Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь".