Приложение МААМ

Дошкольный возраст и опережающая профориентация

Анастасия Вячеславовна Халецкая
Дошкольный возраст и опережающая профориентация
▼ Скачать + Заказать документы

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

Хорошо ли вспоминаете себя ребенком? Кем вы хотели стать? В каком же возрасте ребенок может осознанно для себя выбрать кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении возникает в старших классах в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. У человека все закладывается в детстве и профессиональная осознанность в том числе. В общеобразовательных школах профориентация начинается, как правило, в старших классах. Ребенок не успевает сделать свой выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий очень узок и мал, знания о них минимальны и даются очень редко.

Публикация «Дошкольный возраст и опережающая профориентация» размещена в разделах

Поэтому важно в дошкольном возрасте начинать ознакомление с профессиями, когда через игровые формы дети познают о мире профессии. В зависимости от психологических особенностей, от воспитания ребенка и привития ему ценностей у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.

Таким образом, для того, чтобы познакомить старших дошкольников с миром профессии на этапе дошкольного возраста, мною была выбрана тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».

Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы опережающей профориентации воспитанников.

Школьники не всегда могут определиться с выбором профессии. Это связано с неосведомленностью о разнообразии и содержание профессий, отсутствием мотивации у подростков (кем я хочу стать). Поэтому работа по профориентации воспитанников должна начинаться еще в дошкольном детстве.

Профориентация дошкольников - это новое почти неизученное направление. В младшем возрасте происходит ознакомление с трудом взрослых через игры, сказки, и общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о многообразии профессии. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

В нашем детском саду, создана предметно-развивающая среда, что способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет мне через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются гендерное воспитание дошкольников.

Среда обеспечивает у дошкольников проявление «творчества», «активности» и «креативности».

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

Получить практические знания;

Развивать интерес и склонности воспитанников;

Использование игрового пространства позволяет:

Проводить индивидуальную работу с помощью игрового пространства;

актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

позволяет каждому воспитаннику участвовать в игре;

использовать полученные знания в практическом применении;

Предметно-развивающая среда включает в себя по центрам:

игровую;

интеллектуальную;

поисково-исследовательскую;

физическую и др. ,

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр. По ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания присваиваются. Сюжетно-ролевая игра в возрастном аспекте постепенно усложняется по содержанию. Как говорят практика лучше теории. Главное правило для взрослых, ребенок знает профессии но ему этого мало,ему нужно эти профессии проиграть и приобрести свой собственный опыт.

В подготовительных и старших группах совершенствуются игры, в которых отражены различные профессии (ветеринар, почтальон, врач, продавец, водитель, летчик, машинист, парикмахер). В игре воспроизводятся не только трудовые действия и поручения взрослых, но и межличностные взаимоотношения людей в работе.

Именно в сюжетно-ролевых играх усваивались сведения о профессиональной деятельности взрослых, закреплялись знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, и учаться договариваться между друг другом, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Для этого организовывали в соответствии возрастным особенностям профориентационную предметно-развивающую среду.

Подобраны дидактические и развивающие игры профессиональной направленности : «Профессии», «Играем в профессии», «Мир профессии» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

В группах созданы тематические библиотечки «Мир профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых-наблюдения и экскурсии. Мы часто ходим на экскурсии по детскому саду и не только, в прачечную, в медицинский кабинет, в бассейн, на кухню, в магазин, в библиотеку, в школу и т. д.

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Были проведены следующие интегрированные занятия: «В мире профессий», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол» и др.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. По ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Направить и помочь ребенку сделать правильный выбор – очень непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Публикации по теме:

Наш прогулочный участок (средний дошкольный возраст)Наш прогулочный участок (средний дошкольный возраст) В нашем детском саду, как и во многих других садах, ежегодно проводится смотр участков на предмет подготовки в летнему оздоровительному.

Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст) Дидактическая игра «Лес-что это?» Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных; развивать воображение,.

Капустные посиделки (старший дошкольный возраст) 1реб: Осень постучалась к нам золотым дождем, И скупым, неласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад И под эту песенку засыпает.

Комплексы утренней гимнастики (старший дошкольный возраст) Старшая группа. Комплекс №1. «Части тела». Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки в стороны, на пятках, руки за голову. Бег.

Родительское собрание «Старший дошкольный возраст: Какой он?» (Сентябрь) Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений.

Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возрастСценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Задачи: — создавать условия для активной подготовки.

Сценарий праздника 8 марта (старший дошкольный возраст) 2016 год. Сценарий праздника 8 марта старший дошкольный возраст2016год. Автор: Лебедева Ю. Д. Бабаева Ю. Д. Ведущая: Что такое счастье? Таким.

Утренник «8 Марта» (старший дошкольный возраст) Утренник «8 марта» (старшая группа) Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом Пожалуй, задавался не один философ. А на самом.

Видеопрезентация «Медведи России» (старший дошкольный возраст) Самый крупный медведь живущий в России – белый медведь. Белый медведь обитает в одной из самых суровых климатических зон – в краях, прилегающих.

Викторина «Птицы» Старший дошкольный возраст ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ» Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвящённый дню птиц. Я знаю, что вы любите природу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольный возраст и опережающая профориентация
Опубликовано: 8 марта 2018 в 12:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольный возраст и опережающая профориентация» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Вячеславовна Халецкая (УИ 430501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД