Анастасия Вячеславовна Халецкая
Дошкольный возраст и опережающая профориентация
▼ Скачать + Заказать документы
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Хорошо ли вспоминаете себя ребенком? Кем вы хотели стать? В каком же возрасте ребенок может осознанно для себя выбрать кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении возникает в старших классах в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. У человека все закладывается в детстве и профессиональная осознанность в том числе. В общеобразовательных школах профориентация начинается, как правило, в старших классах. Ребенок не успевает сделать свой выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий очень узок и мал, знания о них минимальны и даются очень редко.
Публикация «Дошкольный возраст и опережающая профориентация» размещена в разделах
Поэтому важно в дошкольном возрасте начинать ознакомление с профессиями, когда через игровые формы дети познают о мире профессии. В зависимости от психологических особенностей, от воспитания ребенка и привития ему ценностей у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.
Таким образом, для того, чтобы познакомить старших дошкольников с миром профессии на этапе дошкольного возраста, мною была выбрана тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».
Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы опережающей профориентации воспитанников.
Школьники не всегда могут определиться с выбором профессии. Это связано с неосведомленностью о разнообразии и содержание профессий, отсутствием мотивации у подростков (кем я хочу стать). Поэтому работа по профориентации воспитанников должна начинаться еще в дошкольном детстве.
Профориентация дошкольников - это новое почти неизученное направление. В младшем возрасте происходит ознакомление с трудом взрослых через игры, сказки, и общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о многообразии профессии. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
В нашем детском саду, создана предметно-развивающая среда, что способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет мне через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются гендерное воспитание дошкольников.
Среда обеспечивает у дошкольников проявление «творчества», «активности» и «креативности».
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
Получить практические знания;
Развивать интерес и склонности воспитанников;
Использование игрового пространства позволяет:
Проводить индивидуальную работу с помощью игрового пространства;
актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
позволяет каждому воспитаннику участвовать в игре;
использовать полученные знания в практическом применении;
Предметно-развивающая среда включает в себя по центрам:
игровую;
интеллектуальную;
поисково-исследовательскую;
физическую и др. ,
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр. По ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания присваиваются. Сюжетно-ролевая игра в возрастном аспекте постепенно усложняется по содержанию. Как говорят практика лучше теории. Главное правило для взрослых, ребенок знает профессии но ему этого мало,ему нужно эти профессии проиграть и приобрести свой собственный опыт.
В подготовительных и старших группах совершенствуются игры, в которых отражены различные профессии (ветеринар, почтальон, врач, продавец, водитель, летчик, машинист, парикмахер). В игре воспроизводятся не только трудовые действия и поручения взрослых, но и межличностные взаимоотношения людей в работе.
Именно в сюжетно-ролевых играх усваивались сведения о профессиональной деятельности взрослых, закреплялись знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, и учаться договариваться между друг другом, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Для этого организовывали в соответствии возрастным особенностям профориентационную предметно-развивающую среду.
Подобраны дидактические и развивающие игры профессиональной направленности : «Профессии», «Играем в профессии», «Мир профессии» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.
В группах созданы тематические библиотечки «Мир профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых-наблюдения и экскурсии. Мы часто ходим на экскурсии по детскому саду и не только, в прачечную, в медицинский кабинет, в бассейн, на кухню, в магазин, в библиотеку, в школу и т. д.
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.
Были проведены следующие интегрированные занятия: «В мире профессий», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол» и др.
Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. По ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.
Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.
Направить и помочь ребенку сделать правильный выбор – очень непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.