Кашникова Татьяна
Агрессивное поведение в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Божок О. А., Кашникова Т. А. Педдер Е. И.
Агрессия – это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения
Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно частое явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:
на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
на близких людей;
на животных;
на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
Публикация «Агрессивное поведение в детском возрасте» размещена в разделах
на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
на символические и виртуальные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).
Мотивы агрессивного поведения у детей
Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка, которые унижают человеческое достоинство.
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом: "не замечайте" реакцию ребёнка;
выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении, а не на личности ребёнка.
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:
«Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
«Ты злишься?» (констатирующий вопрос);
«Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
«Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»
Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке
3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущения. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему; предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположноплохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
выдерживайте паузу (выслушивайте ребенка молча);
уединение (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите