Татьяна Голонкова
Консультация для родителей «Дети и театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети и театр
Современные родители, ценящие искусство во всех его проявлениях, стремятся привить любовь к творчеству и у своего ребенка с самых первых месяцев жизни. Музыка, детские выставки, рисование - все это малыш осваивает, будучи совсем крохой. А как же мир театра? Нужен ли он совсем маленьким детям или лучше дождаться, пока малыш немного подрастет, и лишь потом познакомить его с этим удивительным искусством.
В каком возрасте начать
Публикация «Консультация для родителей „Дети и театр“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Некоторые родители уверены в том, что привести малыша в театр никогда не рано. Однако это не так. Несмотря на то, что даже совсем крохи порой выдерживают недлинные спектакли в 30-40 минут, это вовсе не значит, что культпоход идет им на пользу. Долгая дорога, большое скопление людей, шум, детские крики, очередь в гардероб – все это очень утомляет и пугает кроху. Неудивительно, что большинство детей, которых родители привели на спектакль в возрасте до 2-3 лет, начинают ассоциировать театр с определенным дискомфортом и в сознательном возрасте их туда ни за какие коврижки больше не затянешь.
Специалисты рекомендуют отложить первый выход ребенка на публичное мероприятие до того момента, пока ему не исполниться 2,5-3 года. Однако это вовсе не значит, что ожидание должно быть пассивным. Вы можете подготовить почву в спокойной и знакомой обстановке.
Домашний театр
Самый главный плюс представлений, устроенных дома - их ненавязчивость. Если малыш устал, спектакль можно отменить или просто перенести на более удобное время. Обстановка на домашнем спектакле будет малышу хорошо знакомой, а если ему не захочется смотреть представление в одиночестве, вы можете позвать всех членов семьи или пригласить сверстников вашего ребенка.
Очень важно понимать, что малыши воспринимают любого персонажа спектакля как живого, даже если это не переодетый человек, а просто кукла или плюшевая игрушка. И порой такие персонажи как Баба Яга, Кощей, Злой Дракон или Серый Волк в настоящем театре малыша могут попросту испугать. Чтобы этого не произошло, в некоторых театрах перед спектаклем специально для детей проводится знакомство с их актерами, чтобы малыши, увидев их на сцене в образе злых героев, не боялись.
Однако, по мнению психологов, такой подход не является хорошим решением, поскольку дети должны учиться преодолевать свои страхи, а не утрачивать иллюзии. Чем дольше малыш верит в то, что куклы по ночам оживают, а под елку кладет подарки настоящий Дед Мороз, тем счастливее и беззаботнее будет его детство. Поэтому специалисты рекомендуют просто до поры до времени не водить в театр слишком впечатлительных детей.
В домашней обстановке можно разыграть абсолютно любую сказку, как уже знакомую малышу, так и совершенно новую. Родители с хорошо развитым воображением могут ставить для своего чада уникальные спектакли, которые не только развлекут маленького зрителя, но и научат его понимать, что такое добро, дружба, любовь, справедливость и взаимопомощь.
Детский театральный репертуар
Когда наконец-то чадо немного подросло, и мама с папой уже готовы отвести его на первый в жизни настоящий спектакль, перед ними встает вопрос: а что же смотреть? К сожалению, самых простых постановок типа «Репка» или «Курочка Ряба» в современных театрах практически не ставят. Тем не менее для первого раза лучше выбрать что-то хорошо известное малышу, например, «Колобок» или «Муха-Цокотуха».
Чаще всего в театрах показывают детские спектакли с более серьезным сюжетом: «Волшебник Изумрудного города», «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Щелкунчик»,«Буратино».
Выбирая представление, на которое хочется сводить своего кроху, следует обязательно учесть возраст малыша. Как правило в афишах указаны возрастные рекомендации для каждого спектакля, но порой они дают слишком широкий диапазон, например, «от 3 до 8 лет» ил просто «детям до 14». В таком случае ориентироваться стоит на общую длительность представления и количество антрактов. Прикиньте, сколько сможет высидеть спокойно вам малыш и, исходя из этого, сделайте выбор в пользу той или иной обстановки. Ни в коем случае не выбирайте для знакомства малыша с театром постановку страшной сказки, особенно если речь идет о любительском спектакле в районном Доме Культуры или местном кинотеатре. Очень часто такие представления содержат сцены насилия, которые не только испугают ребенка, но и дадут ему неправильное представление о морали.
В какой театр идти
Лучше всего будет, если первое знакомство малыша с театром начнется с небольшого помещения. Идеально для этой цели подойдут камерные театры, которые есть в любом городе. В таких учреждениях обычно царит уютная, практически домашняя обстановка и нет большого скопления публики, как в больших театрах.
Хорошие детские постановки идут и в кукольных театрах. Кукольные спектакли порой оказываются гораздо интереснее для малыша, чем традиционная игра актеров, поскольку детям присуще образное мышление, и они по- настоящему верят, что игрушки способны оживать. Конечно же, завладеть детским вниманием может и спектакль, в котором играют люди, однако все это напрямую зависит от мастерства актерской труппы.
И лишь тогда, когда малыш привыкнет к небольшим спектаклям и полюбит их, можно начинать посещать вместе с ним большие театральные залы.
Что такое театр? Это лучшее по утверждению К. С. Станиславского средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность. Формировать творческую активность, способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей ;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитие способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, побуждая фантазию ребенка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнемся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона».
С театрализованными представлениями дети могут знакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибао, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.) Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за нее.
Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребенка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешными. Взрослый призван помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.