Папки-передвижки

Дактилология как особая форма речи глухих детей

Ирина Хабирова
Дактилология как особая форма речи глухих детей
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему: «Дактилология как особая форма речи глухих детей».

Автор: учитель-дефектолог Хабирова И. В.

Термин «дактилология» (от греч. dactilos – палец, logos – слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведённый пальцами руки. Во-вторых, используется как дактильная речь, т. е. общение при помощи ручной азбуки.

Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих.

Публикация «Дактилология как особая форма речи глухих детей» размещена в разделах

Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом, зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.

Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.

А зачем используют дактильную речь глухие в разговорах со слышащими? Действительно, ведь слышащие – слышат, и глухие обычно обращаются к ним посредством устной речи. Но вот если собеседник не разобрал произнесённого слова, глухой, повторяя сказанное и стремясь помочь учителю или родителям понять сообщение, нередко дактилирует это слово. Таким образом, дактильная речь оказывается включённой в коммуникативную деятельность глухих, в общение глухих и слышащих.

В современной отечественной системе обучения и воспитания детей с недостатками слуха дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью – основными средствами сурдопедагогического процесса.

Обучение глухих дошкольников, затем школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т. е. происходит анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т. е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащих контролировать свою речь.

Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их. Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включённых в речевое общение. С развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезий устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.

Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование.

Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации Круг считается самой распространённой совершенной формой. Круг символизирует бесконечность. В сакральной геометрии движение по кругу.

Фотоотчет «День рожденья-особая дата»Фотоотчет «День рожденья-особая дата» День рождения в детском саду. Мои воспоминания о прошлом выпуске детей. День рождения- такой веселый и любимый детьми праздник! День рождения.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.

Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей»Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей "Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей" Одной из проблем 21 века является гиподинамия.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Творческий проект «Золотая осень» для глухих детей 5–7 лет в старшей группеТворческий проект «Золотая осень» для глухих детей 5–7 лет в старшей группе Творческий проект «Золотая осень» Тип проекта: творческий. Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта:.

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗЭкскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дактилология как особая форма речи глухих детей
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 23:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дактилология как особая форма речи глухих детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хабирова (УИ 2450541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД