жанна даниленко
Консультация «Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции.
В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения в поведенческом и психическом развитии. И, поэтому, так важно для педагогов дошкольных учреждений уделять внимание нетрадиционным методам педагогической помощи детям. Одним из них является метод музыкотерапии.
Публикация «Консультация „Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкотерапия – это метод, который используется для коррекции речевых затруднений, коррекции эмоциональных состояний, страхов, отклонений в поведении. Музыка помогает дошкольникам осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка может воздействовать через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую).
Для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др., при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор, при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности.
Это мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.
Чтобы уменьшить нервное возбуждение
Гиперактивным детям полезно слушать спокойную, тихую музыку.
Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Для обеспечения спокойствия
Успокаивающим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Это может быть звуки природы (шум моря, леса, вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет».
Чтобы избавиться от напряженности в отношениях с людьми
И. С Бах «Концерт ре-минор для скрипки».
Чтобы избавиться от депрессии.
Лучше всего использовать скрипичную и церковную музыку. Произведения Моцарта, «Менуэт» Генделя, Бизе «Кармэн» - часть 3.
Чтобы избавиться от мигрени, головной боли.
Положительным эффектом обладает классическая музыка : Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1».
Для хорошего самочувствия и активности предлагается ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики П. И Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната».
Для повышения сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный Свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.
На сердечно-сосудистую систему положительный эффект несёт «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
Как же правильно слушать музыку?
-Слушать рекомендовано 15-30 минут.
-Лучше всего слушать музыку утром после пробуждения или вечером перед сном.
-Во время прослушивания можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, подготовка постели).
Но не обязательно слушать только лишь классику, можно выбирать и другие жанры.
Как итог метод музыкотерапии оказывает педагогическую помощь в решении проблем со здоровьем.
Метод музыкотерапии может использоваться и в повседневной жизни детского сада:
I. Утренний приём детей
1. П. И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
2. П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».
4. М. И. Глинка. «Детская полька».
5. А. Вивальди. «Зима».
6. П. И. Чайковский «Апрель».
7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».
8. Г. В. Свиридов «Веселый марш».
9. Н. А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».
10. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.
11. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».
12. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».
13. Й. Гайдн «Детская симфония», 3-я часть, финал.
14. М. И. Глинка «Вальс-фантазия».
15. И. Штраус «Сказки Венского леса».
II. Утренняя гимнастика
1. Р. Шуман «Клоуны»
2. А. Т. Гречанинов «Игра в лошадки».
3. Русская народная песня «Во поле береза стояла…»
4. М. И. Глинка «Вальс-фантазия».
5. П. И. Чайковский. Мазурка.
6. Л. В. Бетховен. Менуэт. Экосез.
7. С. С. Прокофьев. Вальс (балет «Золушка»).
8. П. И. Чайковский. Русская пляска.
9. Д. Д. Шостакович «Танцы кукол».
10. А. К. Лядов «Дождик-дождик».
11. К. Сен-санс «Осел», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь».
12. П. И. Чайковский Времена года.
III. Прогулка
1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка».
2. Русская народная песня «Ах, вы, сени…». 3.
3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает».
4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька».
5. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я…».
6. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде…».
7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох».
8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками».
9. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.
10. П. И Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
11. И. Штраус. Полька «Трик-трак».
12. Г. В. Свиридов. Весенний марш из музыки к повести А. С. Пушкина «Метель».
13. В. А. Моцарт. Симфония №40, экспозиция.
14. М. И. Глинка. Марш Черномора (опера «Руслан и Людмила»).
15. А. П. Петров. «Я шагаю по Москве».
IV.Сон
1. Колыбельные
-«Тише. Тише»
-«Спи – засыпай, маленькая принцесса»
-«Ла Ле Лю»
-«Приход весны»
-«Музыкальная шкатулка»
-«Засыпающий малыш»
-«Крепко спи»
2. П. И. Чайковский «Октябрь».
3. Ц. А. Кюи Колыбельная.
4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка».
5. Н. А. Римский-Корсаков» «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).
6. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.
7. К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия».
8. М. И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль мажор.
9. Л. В. Бетховен Соната №14, 2-я часть.
10. Л. В. Бетховен «Сурок».
11. Ф. Шуберт «Аве Мария».
12. Ф. Шуберт Серенада.
V.Пробуждение
1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».
2. Дж. Россини «Кошачий дуэт».
3. К. Сен-санс «Куры и петухи».
4. А. Т. Гречанинов «Бабушкин вальс».
5. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки».
6. Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда. Белка».
7. И. Штраус «Полька пиццикато».
8. Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
9. П. И. Чайковский Вальс фа-диез минор.
10. Р. Щедрин. Юмореска.
11. П. И. Чайковский. Танец маленьких лебедей.
12. Л. В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.
13. А. И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».