Красс Людмила Александровна
Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор как средство нравственно- эстетического воспитания детей
«Музыка-воображение-фантазия-сказка-творчество-
такова дорожка, идя по которой ребёнок
развивает свои духовные силы»
В. Сухомлинский
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Музыка- источник особой детской радости, музыкальной. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает первичные представления о мире. Интерес к фольклору- одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа, его культуре, традициям. Слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом. Он запечатлел в них быт и нравы людей, смену времён года, законы животного и растительного мира.
Развивая чувства, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, музыкальные инструменты, предметы декоративно- прикладного искусства. С русскими народными песнями-потешками и мелодиями начинаю знакомить детей уже в ясельной и младшей группах. Особенно прелестны колыбельные песни «Баю-баю», «Котенька-коток», «У кота». Сколько радостных эмоций вызывают песни «Ладушки», «Сорока- сорока», «Петушок», «Ходит зайка». Маленькие дети с огромным интересом слушают и подпевают их. Когда песенный репертуар становится шире, начинаю предлагать игровую песню с выбором солиста «На зелёном лугу», песни с вопросом и ответом, а в средней группе группе добавляю ещё и хороводные. Стараюсь добиваться правильного интонирования в пределах терции, кварты. Песни-упражнения, которые применяю на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песнях. Для работы со старшими дошкольниками я подбираю репертуар, в котором
присутствуют понятные детям явления, разнообразные эмоции и различные средства музыкальной выразительности. В течение года с детьми старшей и подготовительной групп стараюсь разучивать около двадцати и более народных песен. Эмоционально исполненная песня- это залог того, что дети полюбят её и будут петь с удовольствием.
Большой интерес дети проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Где ты был, Иванушка?», «Как у наших у ворот», «На горе- то калина», «Как на тоненький ледок», «Метелица», «Ходила младёшенька».
Русские народные песни включаю в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Ведь характерные для русских народных мелодий натуральный мажор и минор, их переменчивость, доступны слуху ребёнка. Исполнение детским оркестром русских народных мелодий на празднике всегда радостно воспринимается детьми и взрослыми. Многообразие народной музыки, яркая гармония, разнообразие ритмов, позволяет использовать её для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок.
В своей работе я постоянно обращаюсь к мелодиям: «Из-под дуба», «Ах ты, берёза», «Ах вы, сени», «Сударушка», «Пойду ль я, выйду ль я». На основе имеющихся у детей музыкально- двигательных навыков, я разучиваю с ними русские пляски. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах русского характера. Обучая детей народной пляске, ставлю задачу познакомить их с движениями, которым присущи веселье, задор, в сочетании со сдержанностью, скромностью. Характерная для русской пляски осанка близка к нормальной осанке детей, поэтому она хорошо ими усваивается. Разучивая элементы пляски, я использую различные мелодии, так как это обогащает слуховой опыт и музыкально- ритмические движения детей, придаёт движениям определённую окраску. Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской народной пляски в зависимости от характера мелодии, я предлагаю им выполнить один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий. Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором каждый ребенок старается показать свою изобретательность и индивидуальность. Такая импровизационная форма очень нравится детям и помогает развивать самостоятельную танцевально- игровую деятельность, способствует проявлению их первых творческих поисков. С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, красивых атрибутов, стараюсь вызвать интерес к русской пляске, желание участвовать в ней.
Основной и самый любимый вид деятельности детей- это игра. Именно она приносит им огромную радость. Музыкальные народные игры «Земелюшка-чернозём», «Золотые ворота», «Горелки», «У дедушки Якова» формируют и развивают духовные качества ребёнка. Дети с удовольствием играют в эти игры на занятиях, развлечениях и праздниках.
Народную музыку широко включаю в различные виды досугов. Герои русских народных сказок в ярких костюмах регулярно присутствуют на наших праздниках и вызывают у детей интерес и желание взаимодействовать с ними. Это лихо отплясывающий старичок-Лесовичок, Кикимора, поющая весёлые частушки, пританцовывающая Бабушка-забавушка, Алёнушка и, конечно, Дед-Мороз со Снегурочкой. Но именно на вечерах досуга, праздниках и других выступлениях особенно заметно, насколько интерес детей к фольклору глубок, как свободно они чувствуют себя в национальной одежде и пользуются "багажом" полученных знаний и навыков. Проводя праздники и досуги, мы вместе с тем, воспитываем в детях нравственность и патриотизм. И один из путей такого воспитания- приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.
В наше время детям особенно необходимы знания нашей многовековой музыкальной культуры. Она-наша гордость, наш незамутнённый источник. В. А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Музыка, услышанная в детстве, обязательно отложится в подсознании детей и будет служить надёжным фундаментом, о который разобьются волны безвкусицы и музыкального примитива.