Елена Ивановна Асеева
Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор
успешной социальной адаптации дошкольников
Асеева Елена Ивановна, воспитатель;
Богданова Екатерина Владимировна, воспитатель;
Кувшинова Светлана Владимировна, музыкальный руководитель
МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» п. Таловая Воронежской обл.
Публикация «Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей
к общественной жизни. Сравнительный анализ социальной адаптации доказал целесообразность реализации модели.
Ключевые слова: дошкольники, педагоги, родители, модель, социальная адаптация.
Введение. Актуальность исследования обусловлена
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее ФГОС ДО) и профессиональным стандартом педагога дошкольного образования. В части 1.7. пункт 6
сказано, что ФГОС ДО является основой для оказания
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического
и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и проведение корригирующих занятий по
необходимости [5].
В проекте профессионального стандарта педагога
дошкольного образования в пункте 3.1.4. «Трудовая
функция» среди прочих выделен пункт: «Взаимодействие с родителями (законными представителями)
детей по вопросам их развития и образования, а также
педагогическое обеспечение участия родителей (законных представителей) в жизни детского сада» [6].
Проблеме социальной адаптации детей в дошкольной образовательной организации посвящены
труды многих ученых.
Так Ивановой Н. В., Якуповой Е. Ю., Кривовицыной
О. Б разработано практическое пособие, позволяющее
проводить психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников в период адаптации и по завершении
этого процесса [3].
Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко
рассматривают вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогами дошкольной образовательной организации, где
основной эффективной формой названа клубная деятельность, способствующая, в том числе, успешной социальной адаптации [1].
Огороднова О. В. выделила и описала уровни взаимосвязанности педагогов ДОО и родителей в образовательном взаимодействии : «параллельных действий»,
«встречного движения», «сотрудничества» [4].
Авторы Е. М. Беспаленко и В. В. Беспаленко поднимают вопросы позитивного имиджа образовательной
организации, и предлагают пути повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг,
одним из пунктов которого является проведение маркетинговых исследований с целью установления потребностей детей и их родителей, возможностей совместной
педагогической деятельности ДОО [2].
Изучение научной литературы, практик известных
ученых позволили сформулировать цель исследования—
разработка и реализация модели взаимодействия родителей и педагогов ДОО для успешной социальной адаптации дошкольников.
Объект исследования — взаимодействие педагогов
и родителей в дошкольном образовании детей и социальной адаптации.
Предмет исследования — формы взаимодействия педагогов ДОО и родителей, способствующие успешной
социальной адаптации детей.
Задачи: разработать модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации
дошкольников; реализовать модель; провести сравнительный анализ эффективности модели; разработать
диагностический инструментарий для мониторинга социальной адаптации.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области. Время исследования —
2020–2022 год.
Методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования, анкетирование родителей, наблюдение, игры. Для мониторинга успеш-
Взаимодействие с родителями
29
ности реализации модели применялись игры «День
рождения», «Секрет», «Путешествие». Спортивный
праздник «Эстафета здоровья».
Модель взаимодействия педагогов и родителей для
успешной социальной адаптации дошкольников представляет собой сферу деятельности педагогов и родителей воспитанников, основанную на принципах: непрерывности и прогрессивности, перспективности,
развития, гуманизма, общения.
В модели описаны принципы выстраивания взаимоотношений с семьей : взаимодействие; доверие; взаимная
ответственность; сотрудничество; эмпатия; сотворчество.
Интерактивными формами взаимодействия являются : психологические упражнения (тренинги); дискуссии; игры; кейс-стади.
Формы работы с семьей: семинары, создание семейного портрета выставки; семейные проекты; «Школа
адаптации»; консультационная помощь педагога-психолога; совместные праздники; клуб родительского этикета «Дружная семья»; родительские собрания в нетрадиционной форме.
Полезными являются нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей : информационно аналитические; досуговые; познавательные;
наглядно-информационные; конструктивно деятельностные.
Совместные мероприятия педагогов и родителей :
родительские совещания; вечера для родителей; тематические выставки; попечительский совет; школа для
родителей; родительский комитет и др.
Социальная адаптация дошкольников
Педагоги Родители
Коллаборация
Формы работы с семьей Принципы выстраивания
взаимоотношений с семьей
Дошкольники
Воспитание и развитие в
семье
Образовательновоспитательная деятельность
в детском саду
Показатели эффективности воспитательной деятельности
педагогов и родителей
1. Адекватная самооценка воспитанников
2. Удовлетворенность жизнедеятельностью в группе
3. Бесконфликтное общение
4. Изменение в позитивную сторону эмоционального интеллекта
5. Жизненные ценности имеют духовно-нравственную составляющую
6. Умения анализировать текущие социальные ситуации
Рис. 1. Модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников
30 Вопросы дошкольной педагогики № 6 (54) / 2022
Результаты и их обсуждение
Мониторинговые срезы, которые проводились каждые
три месяца, показали, что приспособление детей к социальным условиям, взаимодействию с другими детьми изменялись в сторону изменения социальных ролей, улучшения взаимоотношений, преобладанием стенических
эмоций, что влияло на общее соматическое здоровье.
Таким образом, социальная адаптация дошкольников предполагает освоение ребенком новых для него
социальных ценностей и социального опыта, новых социальных ролей. По оценке родителей воспитанников,
критериями успешной социальной адаптации являются эмоциональное благополучие, дружелюбие, активность в игровой деятельности и др. Эффективность
модели доказывалась сравнением результатов экспериментальной группы, где реализовывалась модель
и с группой, не участвующей в эксперименте. Разность
в критериях составляла 1,5–1,8 в пользу участников
эксперимента.
Литература:
1. Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /
Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. — Москва: Высшая школа, 2016.— 128 c.
2. Беспаленко Е. М., Беспаленко В. В. Управление конкурентоспособностью образовательной организации.
Вестник ВИРО. Выпуск 3. 2019,— 165–178 с.
3. Иванова Н. В., Якупова Е. Ю., Кривовицына О. Б. Социальная адаптация малышей в ДОУ. Сфера, 2011,— 128 с.
4. Огороднова О. В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников. Дисс… к. пед. наук. Тюмень, 2002,— 205 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
6. Проект профессионального стандарта педагога дошкольного образования https://docs.cntd.ru/document/499053710