Смирнова Мария
Консультация «Мнемотехника — эффективный метод развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья " Мнемотехника-эффективный метод развития речи у дошкольников"
Что такое мнемотехника?
"Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он усвоит их на лету ". Ушинский К. Д.
Публикация «Консультация „Мнемотехника — эффективный метод развития речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и при мов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Что такое мнемотаблицы:
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
Мнемотаблицы не только помогают, но и решаю такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы можно изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).
Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев,
Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»,
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»,
С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»,
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»,
Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту!
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи!
Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Использование мнемотаблиц удобно при составлении описательных рассказов.
Например: рассказ о себе.
1. Меня зовут. Маму зовут. Папа.
2. У меня есть младший (старший) брат (сестра).
3. Мама работает___, а папа.
4. Моя бабушка___ умеет вязать и шить, а дедушка___ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
5. Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
6. Мы очень любим свою семью.
При составлении рассказа реб нок может рисовать картинки сам.
Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт».
Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша ж лтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.
Как сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить е.
Что дает мнемотехника?
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая нравится детям.
• Является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.