Папки-передвижки

Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы)

Наталия Аносова
Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна

Маленьким детям очень нравится

играть в стихи, в поэзию.

в этом возрасте главная задача –

научить чувствовать красоту

поэтического произведения,

поддерживать интерес к словотворчеству.

Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал, используемый на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Статья „Малыши-поэты“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Актуальность данной статьи заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.

Прочитав эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме.

Работая над коррекцией речи детей, я убедилась на собственном опыте, что очень эффективной и плодотворной показала себя работа по развитию у детей поэтического творчества. Изначально я ставила задачу развивать поисковую активность ребенка в сфере языка и речи, формирование словесного творчества. Проанализировав разные виды речевой деятельности детей, я выяснила, что большой интерес у дошкольников вызывает экспериментирование с поэтическим творчеством.

Рифмотворчество – одно из самых увлекательных занятий для детей. Игра в слова углубляет знание родного языка, требует смекалки, находчивости, дает простор чувству юмора.

Я заметила, что начиная со среднего возраста, дети обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения. Они часто видоизменяют слова, изобретают новые, с увлечением упражняются в сочинении рифм. Дети довольно долго могут наслаждаться своими стихами, как музыкой, до такой степени ритм и рифма важны для них. Тяга к слушанию и запоминанию отвечает потребности интеллектуального роста детей.

Мои наблюдения, беседы с воспитателями, анкетирование родителей подвели к идее – целенаправленно заняться развитием поэтического творчества детей. Я не ставила в своей работе цель – сделать из детей поэтов, научить их сочинять стихи. Главная задача – научить чувствовать красоту поэтического произведения, поддерживать интерес к словотворчеству, учить различать жанровые особенности разных поэтических форм.

Изучив научную и методическую литературу по данной проблеме, я решила, что наиболее доступное и педагогически эффективное средство формирования творческих речевых умений у детей – это фольклор, а в частности небылицы, загадки, детские стихи.

Почему небылица? Многие языковеды-литераторы изучили небылицы, их место в русской литературе, фольклорную ценность (Е. Левина, М. Мельников, Р. Виноградов). Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому. Когда ребенок овладел знаниями об истинном положении вещей, перевертыши воспринимаются именно как небылицы, несуразицы – они смешны. Перевернуть небылицу назад, перекоординировать предметы – это уже умственная игра, позволяющая утвердиться в законах реального мира. И все-таки игра – игра словами, рифмами, буквами.

Детям второй младшей группы не всегда понятны небылицы из-за незначительного жизненного опыта, для них нужно тщательно подбирать материал. Они с удовольствием слушают «Путаницу» К. Чуковского: «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим как поросята, хрюкать».

Дети с увлечением распутывают ее, идет закрепление своего жизненного опыта, самоутверждение, реализация умственных усилий в разгадывании секрета.

В средней и старшей группе дети – уже активные придумывальщики небывальщины. На тему «Чуда-дерева» К. Чуковского придумывают великое множество своих вариантов: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а машинки не нем, и конфетки на нем, бутерброды, и торты, и брюки на нем». У О. Григорьева есть стихотворение «Повар». Старшие дошкольники могут бесконечно фантазировать на тему, что еще мог перепутать повар.

В подготовительной группе предлагаю детям для осмысления основные принципы построения небылиц. Например, в некоторых небылицах автор перепутывает действия. В других перепутаны сами объекты, предметы. Еще могут быть перепутаны голоса. Если небыличного героя сильно увеличить или уменьшить, то получится новый вариант небылицы. На занятии в подготовительной группе для создания небылиц детям предлагались игрушки-символы, которые помогают уяснить основные принципы создания небылиц. Это Путаник (помогает перепутать действия предметов, Увеличка-невеличка (увеличивает или уменьшает объекты, Звуковичок (меняет звуки и голоса). Детям предлагаются следующие тексты:

«У меня на грядке крокодил растет,

А в реке, Москва-реке огурец живет.

Осенью на грядке крокодил поспел,

Огурец в Москва-реке всех лягушек съел.» - Юрий Коваль

«Свинки замяукали мяу-мяу,

Кошечки захрюкали хрю-хрю-хрю,

Уточки заквакали ква-ква-ква,

Курочки закрякали кря-кря-кря.» - Корней Чуковский

Полетел комарище в лесище.

Садился комар на дубище.

Дуб под ним зашатался.

И комар испугался

Стукнуло, грянуло в лесу!

Комар с дуба свалился,

Упал он на корневище,

Сбил до костей плечище.

Дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы, — отмечал К. И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».

Небылица – удивительный литературный материал, прекрасное средство для воспитания чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

У нас есть персонажи, которые приходят к детям, чтобы рассмешить их, запутать, сочинить вместе с детьми. Это игрушки Смешок и Рифмушка.

Рифмушка чаще всего предлагает сочинять стихи. Работу с простыми поэтическими формами можно начинать со второй младшей группы. В игре «Доскажи словечко» дети в знакомых потешках, стихах досказывают недостающее слово. Досказать словечко предлагается в незнакомых стихах, но слово должно быть четко обозначено ритмом и рифмой.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала … .

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка.

На носу вскочила … .

Малыши уже понимают, что такое «складно-нескладно», способны подбирать простые рифмы. В средней группе это занятие увлекает их больше и больше. Этот возраст сензитивен активному словотворчеству. Дети принимают массу бессмысленных рифмовок, весело смеются.

Чтобы сделать подбор более осмысленным, я предлагаю им выбрать подходящее слово из ряда слов-рифм, которые больше подходят по смыслу.

Белый снег в лесу лежит,

Зайка под кустом … (дрожит, жужжит, скрипит)

На верхушке калачи

День и ночь кричат … (грачи, врачи, калачи).

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали … (крошки, брошки, ложки).

В старшем дошкольном возрасте задачу усложняю. Надо не просто подобрать нужное слово-рифму, но и изменить его, чтобы было складно.

У норы добычи ждет,

Притаившись серый … (кот).

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от … (кота,

А теперь и за версту

Не приблизится … (к коту).

Крыса старая и та,

Видя грозного … (кота)

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться … (с котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает … (о коте).

Детям очень нравится играть в слова вместе с авторами смешных стихов. Богатый литературный материал предлагают поэты Ю. Мориц, Ю. Тувим, Б. Заходер, С. Козлов, Э. Успенский и др.

Чтобы познакомить детей с понятием «ритм», привлекаю их к слушанию окружающих шумов: бытовых, музыкальных, природных, воспроизведению ритмического рисунка. Предлагаю упражнения: «Слушаем и повторяем», «Шагаем под стихи», «Ритмическое лото» и др. Когда все дети уяснили все принципы поэтической речи, я провожу работу по указыванию на логичность событий, изложенных в стихотворениях, используя игры «Строчка, знай свое место», «Подскажи нам, клубочек» и др. Здесь малыши должны сами составлять стихотворение из данных отдельных строк согласно логической последовательности событий.

В своей работе также использую и загадки. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Типы загадок:

-описательные, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

-загадки – звукоподражания, например:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

Тихо так,

Тихо так. (ЧАСЫ)

-загадки –рифмы, например:

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это? (МЫШКА)

-загадки - перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать.

Наблюдения показали, что уже во второй младшей группе дети готовы к восприятию простых загадок, содержащих перечисление ярко выраженных признаков объектов. «Сам серенький, хвост коротенький, уши длинные, прыгает ловко, любит морковку».

Загадки, содержащие сравнения типа «Красная девица сидит в темнице, коса на улице», дети самостоятельно разгадать не могут, так как в этом возрасте им почти недоступна метафора.

Детям средней группы знакомы загадки-описания и доступны загадки, составленные путем сравнения. При систематической работе интерес к загадке не ослабевает. Дети сочиняют их сами, с родителями, воспитателями, пытаются рифмовать. «Полосатый, он рычит, в клеточке сидит» (Маша С., 5 лет).

В старшей группе, кроме вышеуказанных, дети готовы к восприятию загадок, построенных на отрицании: «Кругла, да не меч, сладка, да не сахар».

В подготовительной группе дети способны различать типы загадок, они охотно сочиняют их, стремятся к рифмованию.

Работа по поэтическому творчеству очень интересна детям и результативна. Использование небылиц, загадок и других поэтических форм оказывает существенное влияние на развитие детского словесного творчества, в комплексе с другими мерами, значительно улучшают речь детей, имеющих ее недоразвитие.

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы) Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными.

Фотоотчёт «Наши новые работы за май и мои малыши!»Фотоотчёт «Наши новые работы за май и мои малыши!» Пусть солнышко детям светит всегда,пусть их окружает всегда доброта, пусть дети наши всегда улыбаются,первым цветочкам пусть удивляются,.

Фотоотчет «Малыши, малыши вновь ко мне в группу пришли» (вторая группа раннего возраста)Фотоотчет «Малыши, малыши вновь ко мне в группу пришли» (вторая группа раннего возраста) Фото отчет "Малыши, малыши, вновь ко мне в группу пришли" вторая группа раннего возраста. Вот и наступил тот день, когда пришли ко мне.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших.

Из опыта работы: «Летнее настроение» — фотоотчет Творческие работы детей старшего возрастаИз опыта работы: «Летнее настроение» — фотоотчет Творческие работы детей старшего возраста Из опыта работы: «Летнее настроение» - фотоотчет[/b] Творческие работы детей старшего возраста Какое замечательное и теплое лето в этом.

Организация кружковой работы по ритмопластике (из опыта работы музыкального руководителя) Одной из особенностей развития ребёнка дошкольного возраста является естественная потребность в движении, так как в период от 3 до 7 лет.

Статья из опыта работы о взаимодействии ДОУ с родителями на тему «Здоровая семья, здоровая нация» В настоящее время все чаще и громче звучит вопрос о проблеме здоровья подрастающего поколения. Этот вопрос активно обсуждается медиками,.

Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр» Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр в работе с детьми дошкольного.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы)
Опубликовано: 7 января 2017 в 13:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Аносова (УИ 740568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД