Марина Прищепова
Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы по формированию математических представлений
«Использование современных развивающих игр в работе
с детьми дошкольного возраста».
Марина Прищепова
Известный советский психолог Л. С. Выгодский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Обучение дошкольников с помощью специальных обучающих игр, относится к таким методам.
Публикация «Статья из опыта работы по формированию математических представлений „Использование современных развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Детство в нашем сознании прочно связывается с играми и игрушками. Даже обучается и воспитывается современный дошкольник часто в игровой форме, ведь в играх скрыты не малые резервы развития. Игра способствует развитию интеллектуальных возможностей ребенка, памяти, внимания, восприятия, является тренингом общения, помогает раскрыть его индивидуальные и личностные особенности, стимулирует активность воображения, творчества. Эти игры могут легко использовать в процессе воспитания мамы, папы, бабушки, дедушки. Все перечисленные игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют от взрослых от взрослых и тем боле от детей каких-нибудь особых знаний. Предлагая детям поиграть мы решаем задачи, которые способствуют ускорению формирования у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Дети 6-7 лет с нетерпением ждут первого сентября - когда они пойдут в школу. Чтобы их не постигло разочарование, нельзя их слишком резко отрывать от их любимого занятия, от игры, и сажать за парты для серьезного изучения наук, в том числе и математике. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Используемые нами игры направлены на подготовку к изучению математики и информатики. Не заметно для себя, в процессе игы, дети считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Обучая детей в процессе игры мы добиваемся того, чтобы радость игры перешла в радость учения.
Мы стремимся разработать такую систему использования игр и игровых упражнений, которая могла бы уберечь дошкольников от интеллектуальной уравниловки, учила бы отступать от заученных алгоритмов.
Наша система включает в себя использование разных групп игр, которые направлены на решение определенных интеллектуальных задач:
Игры на плоскости и объемное моделирование.
«Сложи квадрат», «Танграм», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелион», «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат, «Чудо крестики»,. «Чудо соты» и др. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.
Игры на трансформацию. К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на построение, изменение фигур, их преобразования, разнообразные игрушки трансформеры (объемные мозаики, «Квадрат» В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственное представление, умение осуществлять целесообразные действия.
Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест
Многочисленные головоломки. Цветные панно. Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывающие у играющего умение принимать правильное решение.
Логические игры
С пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам. Особой «любовью» педагогов пользуются полифункциональные дидактические средства:
блоки Дьенеша,палочки Кюизенера, «Геоконт».
Составляя и подбирая игры педагоги ориентируются не только на возрастные возможности ребенка но и на зону ближайшего развития.
Освоение все новых и новых вариантов игр, расширение кругозора об окружающем мире привело к смешиванию разных элементов игр и выход на новый уровень, появлению творчества детей. Вот несколько схем придуманных детьми:
«Мост» (на основе игр «Сложи квадрат» Никитина, «Крестики № 1,3» Воскобовича)
«Крепость» (на основе монгольской игры и головоломки Пифагора)
«Адмиралтейство» (на основе игр «Сложи квадрат», «Крестики»)
«Собор» (на основе - «Вьетнамской игры» и «Крестики») Так же придумывались схемы для «Геоконта» :«Конь», «Утка», «Решетка»,
«Адмиралтейство».
После освоения игры «Кростики» дети самостоятельно придумывали все новые и новые изображения. Таким образом именно дети направляли педагогов, стимулировали творчество взрослых и как результат придуманы новые игры
В игре «Зеркало» придуманы изображения : робот… бабочка… жук… лодка… В игре «Рисунки-схемы» - собака… индюк… паровоз… кот
Игра «Собери меня» где уже использовались цифровые обозначения, игры захватила не только детей, но и взрослых. Именно поэтому давая рекомендации родителям приходилось делать предупреждение : играя с ребенком, играйте вместе с ним, а не вместо него. Детям дается игровое поле с цифровым кодом, по которому они должны сложить изображение. Например: слон, гусь, кот.
Занятия с использованием развивающих игр строятся как в традициионноой форме так и в занимательной игровой, в форме соревнований, кооперативной сотворческой деятельности. Организуется индивидуальная работа или работа в малых подгруппах с использованием компьютерных технологий. Например, обучение решению задач или упражнение в счете с помощью анимации.
Ребенку предлагается пример, который он решает самостоятельно и так же у него есть возможность решить его с помощью наглядной анимации, или проверить себя. (примеры)
Педагоги сами придумывают условия задач в стихотворной форме. (задача)
Скорость возникновения картинок регулируется в зависимости от уровня развития ребенка.
Таким образом использование развивающих мотивирует игровую деятельность, стимулирует активность в поиске и нахождении ответа, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающей ее результативность.