Татьяна Обухова
Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4–6 лет в условиях ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонемотического недоразвития речи у детей 4-6 лет в условия дошкольного учреждения
Год от года, по мнению специалистов, работающих с речевыми
нарушениями, увеличивается количество детей с разными нарушениями
речи. Причинами этого являются: увеличение частоты общих заболеваний
детей, недостаточное внимание со стороны родителей, зачастую замена
живого общения с ребенком компьютером, телевидением, плохая экология и
Публикация «Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 4–6 лет в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
др. Недостатки звукопроизношения у детей являются причиной отклонений в
развитии психических процессов: память, мышление, воображение, могут
сформировать комплекс неполноценности, который выражается в трудности
установления коммуникативных контактов.
Среди детей с нарушениями речи существенную часть составляют дети 4-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР, который является одним наиболее распространенным речевым дефектом.
В соответствии с современными научными подходами ФФНР –
относится к нарушениям средств общения и является нарушением процессов
формирования у детей с речевыми нарушениями произносительной системы
родного языка, дети не способны на слух дифференцировать его фонемы.
Можно отметить, что у детей с сочетанием нарушения восприятия и
произношения фонем наблюдается незаконченность процесса формирования
звуков. Звуки отличаются тонкими артикуляционными или акустическими
признаками. ФФНР часто связанно с неспособностью детей на слух фонемы
родного языка. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем
является невозможность их правильного произношения, снижение уровня
словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития
связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, В. К. Орфинская и другие.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому,
что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе
овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового
анализа слов, овладения грамотой, определенного (стартового) уровня
фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым
анализом и синтезом, а впоследствии – навыками письма и чтения.
В исследованиях Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной
подтверждается предположение, которое было сделано в 40-х годах XX века
отечественными учеными Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис, которые утверждали,
что причиной дислексии и дисграфии в зачастую является несовершенство
фонематического восприятия, а как следствие – несформированность
навыков звукового анализа и синтеза.
Современная логопедия ищет новые способы коррекции речевых дефектов ребенка и создания условий для обучения и развития детей разных возрастных групп и разного уровня развития. Как правило, логопедия занимается коррекцией речевых дефектов детей, имеющих особые образовательные потребности. При этом, речевой дефект может быть, как первичным отклонением, так и вторичным, являющемся следствием иного нарушения функционирования детского организма.
Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Их использование в логопедической практике способствует:
• Повышению внимания, улучшению восприятия и памяти.
• Повышению обучаемости.
• Развитию навыков видения, слышания и рассуждения.
• Устранению проблем поведения и борьба с психологическими трудностями.
• Улучшению моторных функций организма.
• Активизации речевой активности.
• Снятию эмоционального напряжения.
• Формированию навыков правильного и осмысленного чтения.
• Развитию социальной адаптации и ее укреплению.
Речевая функция является важнейшей психической функцией организма. Она способствует активизации познавательной деятельности, развивает мышление и логику.
Логопедия, как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое определяется социальной сущностью языка, речи, взаимосвязью речевого развития и мышления.
Все технологии, используемые в коррекционной логопедической практике, можно подразделить на две группы: к традиционным технологиям относятся логопедические технологии, применяемые в коррекции речевых дефектов с момента становления дефектологии и логопедии. К ним относятся: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, технология постановки речевого дыхания при разных отклонениях в произношении, технология коррекции голосового произношения, технология постановки интонации и темпа речи, технология постановки ритмики речи, технология формирования лексико-грамматической стороны речи, технология проведения логопедического массажа.
Современные технологии относятся к нетрадиционным методикам коррекционного воздействия на речь. К ним относится: гидромассаж и гидрогимнастика, технология нейропсихологической направленности, кинезиотерапия или коррекция речи двигательными упражнениями, Суджок-терапия или коррекция речевых дефектов, посредством применения семян, фитотерапия или лечения чаями и травами, дыхательная гимнастика, разнородный массаж, иглоукалывание, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, лечение песком, камнями, куклами, сказками, технология использования моделей и символов.
Современное общество активно использует разнообразные мультимедийные средства и технологии в различных направлениях деятельности. Логопедия не исключение. Любые логопедические технологии могут быть дополнены мультимедийными средствами.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования технологий, которые максимально помогут положительно повлиять на процесс обучения и развития ребенка, на разных этапах его развития. Многие логопеды активно используют в своей работе следующие технологии : различные виды логопедического массажа, суджок-терапия (семянотерапия, гимнастика Стрельниковой, фитотерапия, компьютерные технологии и многие другие.
Конечно, эти технологии нельзя применять как самостоятельные, но совместно с традиционными логопедическими технологиями помогают найти к каждому ребенку подход, настроить, мотивировать его на занятия, а, значит, они ведут к скорейшему выздоровлению.
Список литературы
1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М. : АСТ, 2013. 265 с.
2. Логопедия : Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. /Под ред. Л. С. Волковой. М. : Владос, 2015. 384с.
3. Лопатина Л. В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. Диссертация доктора пед-х наук. Санкт-Петербург, 2015. 463 с.
4. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2001. № 2