Чикотеева Галина Геннадьевна
Культурные практики в образовании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Культурные практики в образовании детей раннего возраста»
Чикотеева Г. Г, воспитатель.
МБДОУ город Иркутск детский сад №74
Н. Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами»
Публикация «Культурные практики в образовании детей раннего возраста» размещена в разделах
Что такое «культурные практики»?
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Культурные практики и развитие ребенка сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Зачем нужны культурные практики?
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:
- опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
- сферу собственной воли, желаний и интересов;
-самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
Результаты этих сложных жизненных практик и есть то ускользающее психологическое, нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого мы взрослые, пытаемся приписать противоречивому понятию воспитания.
Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Чтобы понять, эффективно ли воспитание надо смотреть на его процессы глазами ребенка, а не взрослого.
Первый принцип:
Надо смотреть на воспитание глазами себя – ребенка (себе-подобного – ребенка, себя - подобного – ребенку, себя - в близком – ребенке).
Второй принцип: «воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка», ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения».
…Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников:
- организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных
видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребёнок сам хочет чему – либо научиться, что – то узнать или сделать. И в этом педагогу помогает технология «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми, на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учётом возрастных особенностей дошкольника. Отсюда и название технологий – «Ситуация», так как в её основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течении дня.
Технология «Ситуация», даёт педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребёнку сделать самостоятельный первый шаг в познание мира; приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесение поставленной цели с полученным результатом и др.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи, сенсорное развитие, музыкальные занятия, занятие кружковой деятельностью.
Культурные практики в основном организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности и носят преимущественно подгрупповой характер.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми. С целью обеспечения данного условия педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.
Результат реализации культурных практик - готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, приобретение культурных эталонов.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму» Конфуций
Литература:
ВэдэзиП. Ф. "Первые шаги"
Доронова. Т. Н. "Играют взрослые и дети"
Крылова Н. К. "Культурология образования"
Смирнова. Е. "Ранний возраст : игры развивающие мышления"
Фенькина. А. А. "Игровая культурная практика как жизнь дошкольника"