Луничкина Евгения
Консультация «Кризис 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 6-7 лет
1. Кризисы возрастные- условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного возрастного периода к другому.
Кризисы возрастные- особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза (процесс развития индивидуального организма, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П. П. Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и др. В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики, могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом, психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В психологии под кризисами имеют ввиду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
Публикация «Консультация „Кризис 6–7 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
В детском возрасте обычно выделяют кризис новорожденности, кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 10-11 лет, кризис юности 17-18 лет. Указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка с сфере общения и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.
Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой фаз:
-Предкритической (игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинается формироваться и субъективное желание стать школьником).
-Критической (объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход запаздывает. Он не удовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей).
-Посткритической (ребенок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика).
Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки, или вершины кризиса. Таким образом, если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (например, дошкольный возраст – 3-7 лет, то кризисы определяют по их вершинам (например, кризис 3 лет, кризис 7 лет и т. д., при этом считается, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом.
С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
Во-первых: следует отметить неопределенность, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и воспитателей, он становиться совершенно другим.
В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, разрушительный характер. По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т. п.
В-четвертых, в кризисные периоды всякий ребенок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Известно, что кризисы по-разному протекают у разных детей: у одних- сглажено, почти не заметно, у других остро и болезненно. Тем не менее, определенные трудности воспитания в критические периоды возникают в отношении каждого ребенка.
Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Очень важно отличать их от негативных моментов стабильных периодов (детской лжи, зависти, ябедничество и т. д., так как причины возникновения и, следовательно, тактика поведения взрослого в том и в другом случаях существенно различаются. Принято выделять семь симптомов, так называемое «семизвездие кризиса» :
НЕГАТИВИЗМ. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что- то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как, в последнем случае, ребенок оказывается выполнять требования взрослого потому, что он не хочет делать что-либо или хочет в это время заниматься чем-то другим. Мотив непослушания- нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого, независимо от их содержания. Проявление детского негативизма хорошо известны родителям. Один из типичных примеров: мама предлагает сыну ложится спать: «Уже поздно, на улице темно, все дети уже спят». Сын устал и хочет спать, но упрямо твердит: «Нет, я хочу гулять». «Хорошо,-говорит мама, - одевайся, иди гулять». «Нет, я спать буду!»- отвечает сын. В этой и аналогичных ситуациях взрослый может добиваться нужного результата, изменив свое требование на противоположное. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
УПРЯМСТВО- второй симптом кризиса. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремится что-то сделать или получить какую-то вещь потому, что ему это интересно. Мотив упрямства, в отличии, от настойчивости является потребностью в самоутверждении: ребенок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
СТРОПТИВОСТЬ- третий симптом, наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет. В отличии от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
СВОЕВОЛИЕ- четвертый симптом, проявляющийся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.
Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность (на взрослого, на себя, на нормы и правила поведения, эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу- потребность ребенка в социальном признании, стремлении к самостоятельности. Наряду с основными, выделяются еще три дополнительных симптома кризиса.
-Это – протест- бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста.
-В семье с одним ребенком может наблюдаться еще один симптом – деспотизм, когда ребенок стремится проявлять власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.
-Если в семье несколько детей, этот симптом может проявляться в форме –ревности.
Психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психологического развития ребенка заключается в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание.