Валентина Владимирова
Краеведение как одна из составляющих патриотического воспитания в духовно-нравственном становлении личности
▼ Скачать + Заказать документы
Владимирова Валентина Николаевна
учитель музыки, библиотекарь МКОУ Началовской СОШ
п. Начало Россошанский р-н Воронежская область
Аннотация: Оглядываясь в прошлое и листая страницы истории Великой Отечественной войны, всматриваясь в портрет современной молодёжи, невольно задумываешься о необходимости как можно чаще в своей педагогической деятельности обращаться к героическим страницам истории нашей Родины, к образам людей, совершивших подвиг во имя ее. И каждый раз поражаешься мужеству, стойкости, верности долгу поколения 40-х, его обострённому чувству патриотизма, любви к Родине. Как же необходима нам, людям двадцать первого века, такая же твердая гражданская позиция. Именно поэтому рождаются проекты патриотической направленности, например «Героями славится Россия».
Публикация «Краеведение как одна из составляющих патриотического воспитания в духовно-нравственном становлении личности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Ключевые слова: Герой, героизм, патриотизм, преемственность поколений, духовность, нравственность, краеведение.
Что скрывается за этими простыми и в то же время великими словами? Какое значение они имеют для людей? В чем заключается их ценность и значимость для истории?
Проблема воспитания патриотизма сегодня как никогда очень актуальна, ведь многие современные дети имеют очень скудное представление о законах духовности и нравственности. В среде подростков на первое место выходят совсем другие ценности, а такие понятия, как долг, честь, совесть, милосердие, сострадание, уходят на второй план. Но именно знание истории своего Отечества, малой родины, её культуры, традиций способствует развитию личности ребёнка, сохранению преемственности поколений, взращиванию веры в справедливость и правду, ради которой люди шли и идут на подвиг, становлению будущего человека и гражданина. Очень важно, каким будет этот гражданин, ведь, по меткому выражению М. Ломоносова, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Ещё со времён былинных богатырей служение Родине, Отчизне у нас, у русских, считается одним из самых почётных занятий. Стоять на страже мирной жизни своего народа, хранить честь и достоинство своего Отечества – благородная и почётная роль. Так было всегда.
Именно проблема незнания детьми простых истин послужила толчком к поиску необходимого материала. Так родилась идея проекта «Героями своими славится Россия».
Я считаю, что, занимаясь проектной деятельностью, ребёнок учится не только самостоятельно добывать информацию, но и анализировать, дифференцировать и систематизировать свои знания. Он учится правильно выстраивать свои суждения, аргументированно отстаивать свою позицию.
А теперь непосредственно о самой деятельности в рамках проекта. Первоначально была организована поисковая деятельность трёх творческих групп учащихся: музыковедов, литераторов, историков - краеведов (в том числе и музыкальных краеведов). В ходе работы групп школьники познакомились с экспозицией школьного музея, посетили поселковую и районную библиотеки, работали с печатными и электронными материалами районной газеты, книгами, песенниками, материалами из сети Интернет.
Музыковеды собирали материал об авторах и исполнителях известных всей стране военных песен, но не забыли и про талантливых музыкантов, проживающих в Россошанском районе. На этом этапе начали появляться мини – проекты.
Литераторы рассказали о героях из литературных произведений, помогая ребятам начальных классов разыграть небольшие сцены, мини – спектакли, и также изучали творчество поэтов-земляков. Согласитесь, ведь краеведение устанавливает и поддерживает связь времён, поколений, преемственность в развитии культуры региона. Оно способствует сохранению памяти о людях, исторических событиях.
Историки – краеведы не только изучали местные исторические документы и материалы, отражающие судьбу нашего края, но и познакомились с описанием жизни населения Россошанского района в годы Великой Отечественной войны. Историки – краеведы рассказали сверстникам о ветеранах войны, почётных людях нашего посёлка. Воодушевившись этой идеей, дети провели исследовательскую работу в своих семьях, сняв короткие видеоролики о своих прапрабабушках и прапрадедушках. Данные материалы вошли в виртуальную книгу Памяти. Да, поддержание долговременной мотивации на занятиях познавательной деятельности – задача не только педагогов, но и родителей. Здесь учителю очень важно плодотворно сотрудничать с родителями ученика. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, но именно в семье закладываются первые зёрна познания жизни, основы внутрисемейных отношений. Именно в семье ребёнку прививается уважительное отношение к старшему поколению, бабушкам, дедушкам. Изучая семейные традиции, дети узнают историю семьи, узнают о ветеранах, героях войны, учатся хранить семейные реликвии и память о тех, кто погиб, защищая Родину. Учатся дорожить памятью предков.
Проектная деятельность - это не только полученные знания, но и процесс создания чего – то качественно нового, креативного, никогда ранее не существовавшего.
Темы исследовательских работ могут быть разными: «Ими гордится мой край», «Любимая военная песня моей семьи», «Гордость моя!»… Пути и методы изучения темы героизма и патриотизма разнообразны. Комплекс используемых приёмов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей, задач проводимой работы. Формы работы могут быть самые разнообразные. Это и волонтёрская помощь престарелым жителям, и приведение в порядок территории вокруг памятного знака односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и экскурсия по памятным местам Боевой Славы, создание видеороликов, интервью и встречи с интересными людьми, презентации, концерты. Всё это даёт возможность учащимся школы усваивать духовный опыт поколений, нравственно – эстетические ценности русской культуры. Преобразует духовный мир ребёнка, воспитывает чувства патриотизма на примерах героических страниц отечественной истории.
Литература и источники:
1. Биктуганов Ю. И. Взаимодействие педагога с семьёй и общественностью /Электронный ресурс /Режим доступа https://core.ac.uk/download/pdf/132623399.pdf
2. Головачев В. С. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Чебоксары, 01–31 мая 2020 года. – Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств,2020 – С. 74-79.
4. Морозов А. Я. Россошь: Земли родной начало… - Воронеж : Творческое объединение «Альбом», 2004 г. – 414 с. / Глава XXVI, XXVII – 278- 307 с. /