Ирина Богданова
Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе?» для родителей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 27
Адмиралтейского района Санкт- Петербурга
Статья-консультация для родителей подготовительной к школе группы :
«Готов ли ваш ребенок к школе?»
Составила :
Воспитатель - Богданова И. Н.
Санкт-Петербург
2019
Публикация «Консультация „Готов ли ваш ребенок к школе?“ для родителей подготовительной группы» размещена в разделах
В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выбираете вместе с родственниками для него школу. Порой, этот момент наступает неожиданно резко и является причиной тревог и опасений во многих семьях. Данная рекомендательная статья несет в себе цель демонстрации конструктивного решения данной ситуации.
Школа – третий социальный институт, встречающийся на жизненном пути ребенка (первый – семья, второй – детский сад). Каждый из них требует от малыша выполнения своих социальных ролей. Это переломный момент жизни ребенка, так как нормы и требования каждого из них отличаются. Ведущий вид деятельности ребенка в детском саду – игра, в то время как в школе он встречается с новым видом – учебным. Именно этот резкий переход от игры к учебе часто является причиной неприязни к школе. Поэтому очень важно постепенно перестраивать привычную деятельность ребенка на режимы и нормы, принятые в школе. Это одна из основных целей работы подготовительной к школе группы. Но подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Готовность к школе – очень широкое понятие. Оно включает в себя не только необходимый уровень знаний и умений, необходимых для успешного овладения учебными предметами начальной школы. Важными показателями готовности ребенка к новому этапу жизни являются также:
1. Физическая готовность. От того, насколько физически развит, здоров и закален ребенок, зависит его успех в школе. Ослабленный и неподготовленный ребенок не сможет высидеть и выдержать 40 минут урока, и получение знаний станет для него настоящим мучением. Поэтому очень важно следить за состоянием зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев, состоянием нервной системы ребенка, регулярно посещать спортивные секции, не пропускать прогулки и зарядки после сна.
2. Психологическая готовность. К моменту вступления в школьную среду у ребенка должны быть уже сформированы психологические черты, присущие школьнику. Ему необходимо понимать, что впереди его ждет серьезная деятельность. Желание ребенка познавать новое, стать школьником, приблизиться к взрослой жизни – залог успешной смены социальных ролей выпускника детского сада. Умение общаться со сверстниками и взрослыми – не менее важный пункт психологической готовности, когда ребенок различает, кто перед ним находится, легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослого.
3. Интеллектуальная готовность. В школе ребенок встречается с новым уровнем речевого развития – овладением письменной речью, возникающей на базе устной речи. Чтение и письмо невозможно освоить на должном уровне без качественной проработки данного раздела, без развития наглядно-образного мышления, без умения строить логические цепочки. Ребенок должен отвечать на вопросы не односложными ответами, а развернутыми, с применением сравнения и анализа, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития - читать ребенку книги. Это прививает умение слушать и выискивать ценную информацию, быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Но важно не просто держать в голове огромное количество информации, а уметь ею пользоваться и применять на практике. Не стоит радоваться, если ребенок выучил стихотворение, он мог его просто вызубрить. А если он может ответить, о чем был текст, или пересказать его, то это можно считать хорошим пунктом интеллектуального развития ребенка. Беседы, прогулки, экскурсии, опыты и эксперименты – все те виды деятельности, где ребенок может почувствовать себя первооткрывателем и проанализировать увиденное и услышанное – наиболее полезные способы развития интеллектуальной готовности к школе.
4. Социальная готовность. Не мало важную роль играет умение ребенка строить отношения и общаться со сверстниками и взрослыми. Будущий школьник должен различать манеры поведения дома с семьей, в классе со сверстниками и с учителями. Умение оценивать свои поступки, настраивать себя на получение знаний, уверенность в своих силах и нацеленность на результат – необходимые качества, присущие роли ученика.
Все эти пункты показывают, что у ребенка подготовительной группы к поступлению в школу должна быть выработана автоматическая установка «я – ученик». Но к ней ему следует прийти добровольно и самостоятельно.
Будучи слишком требовательными и пугая ребенка школой, можно создать у малыша негативный якорь. Что послужит его дальнейшей незаинтересованностью в получении знаний и нежеланием посещать образовательное учреждение.
Школа должна казаться ребенку новой дверью, чем-то интересным, загадочным и неизведанным. Поэтому очень полезно рассказывать детям свои школьные истории, особенно позитивного характера, формировать положительное отношение к ней. Иногда даже физически или интеллектуально слаборазвитый, но полный энтузиазма и энергии ребенок может с легкостью стать успешным учеником.
Всё новое всегда немного страшно, даже самые смелые часто трусят перед неизвестностью. Поэтому родитель, как никто другой, должен на первых этапах школьной жизни стать ребенку другом, помощником, наставником, тем, кто его всегда поддержит и поможет ему пройти новый этап социализации и адаптации. Но также важно не переборщить с помощью, оставлять какие-то вопросы недосказанными, чтобы ребенок учился самостоятельности, пробовал сам анализировать ситуацию, не боялся ошибаться и находить верное решение.
Всегда помните, что ваш ребенок – личность, неповторимая, со своей индивидуальностью. Поэтому внимательно следите за успехами и неудачами своего малыша, за реакциями на проблемы и ситуации. Ребенок – не машина, не стоит пытаться поместить в него сразу много информации, она лишь перемешается у него в голове, и он будет чувствовать себя потерянным. Начинайте с простого, постепенного усложняя задачи и давая ребенку привыкнуть и адаптироваться. Не забывайте оценивать вовремя успехи детей, а при неудачах оказывать поддержку. Не закрывайтесь от ребенка и не показывайте ему своё равнодушие – это самые больные точки у детей дошкольного возраста, им важно быть оцененными, замеченными и нужными.
Наиболее практичный способ – придумать с ребенком цель, к которой он будет стремиться весь период школьной деятельности, которая станет его Полярной звездой на протяжении всего периода обучения. Например, «стать успешным и умным, как папа», «получить много знаний и отправиться путешествовать» и т. д.
Верьте в своих детей, мотивируйте их на успех, и школьная жизнь встретит вашего ребенка яркими красками и впечатлениями.