Гисинбаева Рабиа
Консультация для воспитателей «Как способствовать социальному развитию дошкольников»
«Как способствовать социальному развитию дошкольников»
Отечественные ученые, такие как: А. С Белкин, В. В Давыдов, Д. И Фельдштейн, Д. Б Эльконин и др. Считают, что каждый ребёнок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своём индивидуальном развитии именно в период своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как “Я и общество”.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как способствовать социальному развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе- и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Все выше перечисленное становится возможным потому, что у детей
активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни : ориентируются в пространственно- временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение сей» и окружающего мира приобретают специализацию. Социальное познание и образовательная среда детского сада
По своей сути образовательная среда в детском саду социальна.
Люди, непосредственно окружающие ребёнка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребёнка, педагоги и сверстники. Во-вторых, среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом, социальны при первом же приближении. В старшем дошкольном возрасте ребёнок глубже погружается в наш мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать : социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но так де способствует раскрытию их индивидуальности.
Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны для эффективности обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой - психолого- педагогические методы и приёмы.
Для активизации социального познания необходимы :
• Овладению сущностью событий и пространства;
• Взаимодействие со значимыми взрослыми;
• Определения социальных ролей, актуализированных ситуацией;
• Активизация социального познания дошкольника
Пространство, где находится дошкольник, подвигает его на
усвоение так называемых социальных дистанций. Поведение старших
дошкольников корректно, они не нарушают пространственных норм
взаимодействия. А вот в незнакомой обстановке дети допускают ошибки.
Дети могут располагаться близко или далеко, они либо контактируют либо избегают контакта,ведут себя вызывающе, привлекая внимание жестами, словами,действиями, мимикой и т. д.) В данном случае педагог может использовать педагогические приёмы, направленные на освоение детьми
социальных дистанций.
ПЕРВЫЙ ПРИЁ М: ритуалы в группе
Социальные дистанции можно поддержать определёнными ритуалами (здороваться за руку) и знаками отличия (отличительная повязка
дежурного, флажок у командира).
ПРИЁ М ВТОРОЙ: коммуникативные игры «Тактильный телеграф». Чётное количество детей стоят по кругу. Двое детей, стоящие друг против друга, будут «передатчиком» и «приёмником». Начинает игру «передатчик», отправляя сообщение «приёмнику», пожимая одновременно левую руку правостоящего от него ребёнка и правую руку левостоящего, и передаёт импульс Получив импульс, «приёмник» говорит: «Телеграмму получил» Выигрывает та часть круга, которая передаст сообщение быстрее и точнее.
«Наблюдательность». Выбирается Ребёнок, водящий по считалочке
, он удаляется за дверь. Дети выбирают ребёнка, о
котором будет задавать пять вопросов водящий. Если задуманного игрока отгадали, то он будет водить, если нет выбирают
водящий считалочкой «Кто за кем?» Водящий стоит лицом к колонне детей и запоминает порядок их построения. Водящий отворачивается и называет порядок построения детей. Можно усложнить игру, называя в чем были одеты дети. Можно детям перестроиться, а попросить повернуться и восстановить старый строй. Какой же педагогический эффект получается с выбором пространства?
При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию,
осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует
характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности,
что обеспечивает развитие путей его социального познания и
позитивные взаимоотношения с партнёрами.
Событие - то, что уже произошло когда-то и не повторится
с фотографической точностью никогда. Древние говорили.
«Невозможно войти дважды в одну и ту же реку»; и так же
невозможно повторить все те состояния, пережитые в определённых
ситуациях. Но психологическое состояние способно дать толчок
развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять
на формирование произвольности психических процессов. Старшие
дошкольники уже понимают суть многих событий и могут
разобраться и понять их смысл, восстановить картину событий.
Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям
пережить реальность освоения мира, построить в нем свои отношения
с другими людьми. В этом смысле необходимо обратить внимание на
технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе:
• Педагогический анализ события
• Влияние его воспитательного потенциала
• Акцентирование тех сторон события влияние на ребёнка
• Нейтрализация негативного влияния. Стимулирование рефлексивного отношение происходящему.
ПРИЕМ ПЕРВЫЙ: традиции группы
«Утреннее приветствие» - взрослый и дети стоят в друг другу доброго утра, передавая при этом игрушку или любой предмет, обращаясь к товарищам: «Здравствуйте, я пришёл!»; при этом один говорит приветствие, а другие добавляют к нему имя
предыдущего ребёнка и т. д. «Читательский день» (по выбору педагога) - дети по очереди приносят свои любимые издания литературы, заранее готовят пересказ одной истории и воспитатель организовывает обсуждение рассказанного, для того чтобы все могли представать себе картину происходящего, выразить своё отношение к героям и событиям, придумать продолжение истории.
ПРИЁ М ВТОРОЙ: коллективные творческие работы
Коллективные работы - это один из путей социального познания при условии, что при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых событий. Это может быть коллаж из детских фотографий, картинок, детских рисунков. А сообща выполненная детская газета подтолкнёт многих детей к активному познанию действительности.
Педагогический эффект создания событийной среды. Ребенок меняется сам, если поменять события и взгляд на них самого ребёнка. События помогают изменить внутреннее состояние и взгляд на окружающий мир. События позволяют актуализировать внутреннее состояние, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления и т. д. и, что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников
Значимые взрослые - это могут быть родители и воспитатели - люди, к которым дети относятся с большой степенью доверия, имеют тёплые отношения. А ребёнок выбирает значимого взрослого для себя неслучайно. Он разделяет не только содержание общих дел, но мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми. Если, значимый взрослый обеспечивает старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребёнок тянется к нему,ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании. А для этого необходимо, чтобы взрослые и дети не просто были организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы
ПРИЁ М ПЕРВЫЙ: рисунок
Проективный рисунок. В рисунке ребёнок на невербальном уровне проявляет своё отношение к тем, которые имеют большое значение в их жизни. По заданию педагога дети могут рисовать праздник в детском саду или круг своих знакомых и родных. Следует помнить, что любые диагностические процедуры дают мгновенный срез; следовательно, выводы будут носить актуальный характер в конкретный момент времени и должен использоваться осторожно.
Тематическое рисование. Цель рисунка - уточнение и расширение социальных контактов. В процесс необходимо внести элемент обсуждения или подведения итогов. Тема рисунков может быть любой, касающийся определённой группы лил групп людей.
ПРИЁ М ВТОРОЙ: коммуникативные игры
“Просьба". Это игра парами. Дети просят друг у друга что-нибудь. Выйграет тот, кто наберёт больше предметов. Для этого ребёнок должен использовать в своей просьбе вежливые слова, обращаться по имени к собеседнику, говорить комплименты и др.
“За что мы любим?” Дети стоят по кругу, а ведущий выбирает ребёнка, о котором пойдёт речь. Он называет пять привлекательных качеств, характеризующих выбранного человека. Остальные пытаются отгадать о ком идёт речь. В конце игры определяют самую популярную личность.
Педагогический эффект выбора значимого взрослого.
Под влиянием значимого взрослого у ребёнка формируется чувство принадлежности к миру людей, чувство ”мы”. Такой опыт старшего дошкольника с разными людьми даёт ему основание ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, осуждения, оценки, высказанные взрослыми в разных ситуациях.
Социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, пантомимики, мимики, жеста. Дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.
Приё м первый: Режиссерские игры:
Игры “Семья, “Магазин” и др. Позволяют детям освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, пациент, родитель и тд.
Игра “Школа” позволяет ребёнку самостоятельно моделировать будущее, побывать в роли ученика и учителя (дошкольника и воспитателя и др.)
Приё м второй: Развивающее занятие
Детям раздают листы бумаги, поделённые на квадраты, где символами изображены вопросы-ситуации, касающиеся школьной жизни. Воспитатель просит отметить галочкой квадраты, касающиеся школьной жизни. В заключение надо расставить акценты на ответах большинства, меньшинства и отметить то, что неправильных ответов не было, потому что жизнь школьников очень разнообразна, насыщена событиями и встречами с интересными людьми, которые находятся всегда рядом и помогут детям в их школьной жизни. Главная идея занятия – безоценочность выбора каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни.
Приё м третий: Экскурсии в школу
Это традиционное мероприятие в дошкольном мире. Здесь ребёнок может увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Ещё одно экскурсию можно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, нет звонков. В это время можно спокойно познакомится с пространством школы: побывать в разных кабинета, где очень ярко представлены науки (химия, география, биология и др., порисовать мелом на домке, посетить столовую, спортивный зал, библиотеку.
Педагогический эффект выбора социальной роли.
Осваивая социальную роль, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.
В заключении важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.