Наталья Мокрушина
К вопросу об инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на 2013-2014 учебный год правительство г. Москвы выделило - доступность образования для детей с ограниченными возможностями.
Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Публикация «К вопросу об инклюзивном образовании» размещена в разделах
Законодательные ресурсы, которые регламентируют деятельность инклюзивного ДОУ :
• Конституция Российской Федерации
• Закон Российской Федерации «Об образовании»
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
• Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
• Конвенция ООН о правах ребенка
Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.
• Включение – это больше, чем интеграция.
• Дети- дошкольники живут вместе в обычном детском саду.
• Специалисты приходят помогать детям.
• Обычные детские сады изменяются.
• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.
• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.
• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.
Включение ребенка с ограниченными возможностями в коллектив ДОУ предполагает, что:
• НЕТ специализированных групп, дети с проблемами в развитии воспитываются в обычных массовых группах;
• НЕТ воспитания и обучения ребенка в детском саду без необходимой поддержки;
• НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в ДОУ;
• НЕТ закрытых учреждений интернатного типа;
Что же значит жить в инклюзивном сообществе?
• Инклюзия означает - раскрытие каждого воспитанника с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
• Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
• Это значит принадлежать к сообществу (группе друзей, группы детского сада, школе, тому месту, где живем).
• Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые воспитаннику и педагогу для достижения успеха.
• В инклюзивной группе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
• Воспитанника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены детского сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
• Каждый человек способен чувствовать и думать
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
• Все люди нуждаются друг в друге
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Одной из важных составляющих инклюзии является пересмотр своего личного отношения к людям с ограниченными возможностями. Чтобы включить хотя бы одного ребенка с ограниченными возможностями в образовательное пространство ДОУ педагогам необходимо:
• Формировать грамотное понимание инвалидности у педагогических работников, младшего персонала, детского сада, воспитанников ДОУ и их родителей.
• Разрабатывать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практик.
• Всесторонне планировать инклюзию.
• Включать педагогов и администрацию детского сада, специалистов и родителей в создание инклюзивного детского сада.
• Обучать весь персонал детского сада (включая охранников, поваров, помощников воспитателей).
Характерные ошибки в организации инклюзивного детского сада, связаны с неправильными представлениями об инклюзии :
• Представление, что одного присутствия ребенка с проблемами в развитии в массовой группе детского сада достаточно.
• Фокусирование педагога не на целях включения каждого конкретного ребенка, а на действиях.
• Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Существующие барьеры при организации инклюзивного пространства для ребенка с ограниченными возможностями:
• Архитектурная недоступность детских садов.
• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
• Большинство заведующих детских садов общеразвивающего вида недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения и воспитания в ДОУ.
• Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Правила инклюзивного детского учреждения :
• Все воспитанники равны в детском сообществе.
• Все воспитанники имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников.
• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
• Программа служит средством приспособления к широкому кругу возможностей воспитанника.
• Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения и воспитания.
• Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в группе.
• Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
• Составлена с целью повышения успешности воспитанника.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие:
• Он достаточно гибок.
• Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком.
• Он уважает индивидуальные различия.
• Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива.
• Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.
Интегрированное обучение и воспитание предполагает овладение ребенком с проблемами в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение и воспитание может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней.