Елена Александровна Разина
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Из опыта работы.
«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу бытовых сказок».
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : коммуникативного, физического, интеллектуального, эмоционального.
Публикация «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. В связи с этим, особое значение стали приобретать вопросы развития связной речи.
Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью. Есть необходимость развития связной речи дошкольников, обучения пересказыванию художественных произведений, в частности бытовых сказок, так как они доступны, реалистичны и вполне понятны детям дошкольного возраста, способствует развитию связной монологической речи.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.
У истоков изучения проблемы связной речи и формирования методики её развития стояли многие исследователи детской речи : К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин и многие другие.
Роль сказок в развитии связной речи дошкольников. Говоря по-простому, сказки способствуют расширению словарного запаса, помогают правильно строить диалоги и монологи, влияют на развитие всех сторон речи. Но, помимо всех этих задач, не менее важно и то, что сказки способны еще сделать речь детей более эмоциональной, образной, красивой. Поэтому обучение связной монологической речи мы начали с разработки непосредственно образовательной деятельности.
Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу бытовых сказок.
Каждое занятие по обучению пересказыванию на материале русских народных бытовых сказок состоит из следующих частей:
1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения,
обсуждения вопросов, рассматривания художественных иллюстраций по произведению, решение проблемных и игровых ситуаций и т. д. ;
2) чтение сказки (без установки на запоминание). Здесь очень важно эмоционально окрашенное, выразительное чтение или рассказ текста.
3) беседы по содержанию и форме прочитанной сказки. Вопросы, задаваемые детям, должны быть тщательно продуманы. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения (сказки) в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия включала в себя не более 4-5 вопросов.
4) повторного чтения сказки. Перед чтением необходима установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Дети нацеливаются на запоминание и последующий самостоятельный пересказ.
5) пересказ сказки детьми. Формирование умений высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного.
6) инсценирование, драматизация сказки с использованием костюмов и атрибутов.
Небольшие по объему сказки ребенок пересказывает целиком, а более длинные сказки - по частям.
Важно, чтобы каждый ребенок обязательно участвовал в пересказе.
С детьми, речь которых требовала повышенного внимания (у которых низкий уровень развития связной речи, эффективнее проводить и индивидуальные занятия (в утреннее и вечернее время).
План занятия по пересказу сказки выглядит следующим образом:
- первичное чтение сказки,
- беседа по вопросам,
- повторное чтение,
- пересказ.
Важным методическим приемом являются вопросы. В начале пересказа вопросы напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы (при необходимости) дополняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.
Указания тоже важный методический прием. Он применялся в случае, когда ребенок забывает текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также способствовали развитию выразительности речи при пересказе.
С детьми (до занятия по обучению пересказыванию) проводилась большая подготовительная работа, целью которой являлась выработка умений слушать, отвечать на вопросы.
Необходимо решить две основные задачи:
1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый взрослым;
2) подвести к воспроизведению текста (к пересказу).
Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно - два слова или целое предложение.
-Посадил дед… ; -Репку…; -Выросла репка, -Большая-пребольшая.
Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на установление последовательности событий, название действующих лиц.
-Кого сначала позвал дед?
-Бабку.
-Кто последним пришел помогать тянуть репку?
Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает её самостоятельно.
Последовательность обучения пересказыванию. В своей практике мы используем четыре русские народные бытовые сказки: «Репка», «Брат и сестра», «Вершки и корешки» и «Каша из топора» (не забывая при этом принцип от простого к сложному).
На занятиях необходимо показывать детям иллюстрации к сказкам, а также использовать опорные картинки, картинки-заменители, цветные иллюстрации, игрушки, мнемотаблицы и т. д. Показ должен сопровождаться указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций важно проводить до или после чтения, сопровождая словами: «Я сама покажу картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано» - или: «Я вам прочитала, а теперь покажу картинки».
Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация русских народных сказок с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. – все это настраивает эмоционально, способствует развитию интереса к русским народным сказкам и их запоминанию, развитию желания передать свои впечатления. Кроме занятий по обучению детей пересказыванию бытовых сказок эффективно использовать игры по сюжетам знакомых сказок. Эти игры также способствуют развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста и закрепляют знания сюжетов бытовых сказок.
По итогам работы отмечается положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей; умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т. п.); значительно увеличивается активный и пассивный словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, снижение числа аграмматизмов, пропусков, замен, повторов; дети начинают планировать высказывания, осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять в речи распространенные предложения, соблюдая логико-смысловую конструкцию.
Таким образом, развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу становится эффективным, благодаря использованию в качестве основного средства подборки бытовых русских сказок.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. "Театрализованная деятельность в детском саду".-М. ,2006.
2. Безруких, М. М. Сказка как источник творчества детей. / М. М. Безруких – М. : Владос,2001. – 288 с.
3. Вакуленко Ю. А. "Театрализованные инсценировки сказок в детском саду".-Волгоград,2007.
4. Гвоздев А. Н. "Вопросы изучения детской речи".-М. ,1961.
5. Доронова Т. Н. "Играем в театр".-М. ,2005.
6. Игры в логопедической работе с детьми//Ред. -сост. В. И. Селеверстов. -М. ,1987.
7. Леонтьев А. А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. -М. ,1974.
8. Красильникова, Л. В. Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации. / Красильникова Л. В., Вялова Н. В., Зайцева С. А. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 12.
9. Красильникова, Л. В. Театрализованная деятельность при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой. / Красильникова Л. В., Каганович С. И., Фонарева О. В. // Мир педагогики и психологии. 2019. № 11 (40). С. 40-49.
10. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. / Н. Ф. Сорокина. – М., Аркти, 2002 г. - 208 стр.
11. Филичева Т. Б. "Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. -М. ,1999.