Оксана Моисеева
Опыта работы «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
“Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений.
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности. ”
В. А Сухомлинский
Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Опыта работы „Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Развитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. При этом понятие «математическое развитие» трактуется в основном, как формирование и накопление математических знаний. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В V – вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие учёные как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина. Задача нас взрослых – развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей математическим навыкам и умениям. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только на содержание предлагаемого материала, но также на форму его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится дидактическим играм. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательного процесса как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны также и, в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей дошкольного возраста. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач – шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал увлекает ребёнка, способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических
представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Зная, что основной ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно игра с элементами обучения, интересна ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Такой игрой и является дидактическая игра.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических понятий можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Поэтому, в рамках работы по самообразованию я углубленно изучила тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Одним из условий успешной реализации задач по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Колумбово яйцо» и «Танграм». Для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов обустроила сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Транспорт», «Аптека», «Детский сад». Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей и родителей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Работа с семьёй - важная сторона деятельности воспитателя. Обязанностью педагога является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Работа с родителями и детьми проводится одновременно. Этим обеспечивается разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам. Прежде всего, познакомила родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Работа осуществляется в наглядной форме:
Оформление различных стендов «Развиваем математику»;
Индивидуальные беседы (учитывая индивидуальные возможности ребёнка, даю конкретные рекомендации по организации той или иной игры с математическим содержанием);
Консультация: «Роль дидактической игры в развитии математических
представлений»;
Папка-передвижка «Математика вокруг нас»;
Таким образом, работа с родителями по такой форме организации досуга детей, как занимательные игры, способствуют формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
С педагогами ДОУ проводила консультацию по теме: «Роль дидактической игры в развитии математических представлений»,
Провела семинар-практикум по теме: «Использование дидактических игр направленных на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» на педагогическом совете ДОУ. Поделилась на мастер-классе с педагогами ДОУ дидактическим пособием
«Математический паровоз».
Заключение.
Исследование показало, что использование дидактических игр благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу. В результате нашей работы дети стали более активны во время образовательной деятельности; используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах. Дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование дидактической игры в образовательном процессе способствует значительному развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.